Проблема воли в зарубежной и отечественной психологии

Цели и задачи

Цель работы: рассмотреть роль воли в эмоциональной сфере человека.

Введение и актуальность


В норме личность находится в состоянии непрерывного развития, самореализации и самоусовершенствования, постоянно для себя открывая новые горизонты на человеческом пути, изыскивает разнообразные возможности актуализации определенных своих способностей, испытывает «радость завтрашнего дня». В трудных условиях она - способна к адекватным действиям, толерантна.
Психически уравновешенный человек устанавливает очень доброжелательные отношения с остальными людьми, проявляет чуткость к их интересам и потребностям, избегает завышенных притязаний [16].
Развитая личность обязательно обладает высокоразвитым чувством совести, чести и справедливости. Она настойчива и решительна в достижении значимых целей, но однако не ригидна – она способна к коррекции своего поведения. Такая личность способна реагировать на сложные требования современной жизни с тактической лабильностью и совершенно без психических надломов. Источником своих неудач и удач она считает только себя, а не какие либо внешние обстоятельства. Она в сложных условиях жизни способна на себя взять ответственность и пойти на оправданный риск. Вместе с эмоциональной устойчивостью, она сохраняет постоянно эмоциональную реактивность, а также высокую чувствительность к возвышенному и прекрасному. Обладая развитым чувством самоуважения способна посмотреть со стороны на себя, не лишена философского скепсиса и чувства юмора. Сознание своей обособленности позволяет человеку быть свободным от произвольных преходящих социальных условий и диктата власти, в условиях тоталитарных репрессий и социальной дестабилизации не терять самообладание. Ядро личности человека связано с высшим её психическим качеством – духовностью. Духовность – это высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность нравственному, человеческому долгу, подчиненность индивида высшему смыслу его бытия.
Структура личности, рассмотрим её. В неё включаются социальные установки, мотивация, эмоции, способности, характер, темперамент, волевые качества.
Эмоции совершенно неотделимы от личности, какими они бы не казались разными.
С.Л. Рубинштейн писал, что в проявления эмоции личности можно отметить 3 сферы:
1) нравственные, духовные потребности
2) её органическую жизнь
3) её интересы материального порядка.
Он обозначил их как органическую чувствительность, элементарные неудовольствия и удовольствия, и предметные чувства.
У человека эмоции связаны в основном с его потребностями. Они показывают процесс и результат удовлетворения потребности, а также стресс. Эту мысль подчёркивали все исследователи эмоций, даже не зависимо, какой теории они придерживались. Учёные считали, что по эмоциям можно судить о потребности человека, что его волнует в этот момент, что для него актуально.
Люди даже в эмоциональном плане друг от друга сильно отличаются по разным параметрам; устойчивости эмоциональных переживаний, по возбудимости, а также доминированию отрицательных или положительных эмоций. Но более всего у развитых личностей эмоциональная сфера отличается по глубине и силе чувств, и по предметной отнесённости [17].
Большое внимание оказывает на возникновение эмоций не только вегетативные реакции, но и такие как внешние — субъективная, пристрастная интерпретация последствий воздействия на эмоции этого стимула.
Развиваются ли чувства и эмоции у человека в течении жизни? Существуют 2 разные точки зрения.
Первая утверждает, что эмоции не развиваются, так как они связаны с такими особенностями организма, которые называются врождёнными.
Вторая точка зрения противоположна, и говорится о том, что это эмоциональная сфера и она развивается в течении жизни.
Когда совершенствуются высшие чувства и эмоции - это говорит о личном развитии этого человека. Это развитие может идти в разных направлениях.
Первое, это связанное с включением в сферу эмоциональных переживаний новых предметов, объектов, людей и событий.
Второе направление — по лини повышения уровня волевого, сознательного контроля и управления чувств со стороны человека.
Третье, постепенное включение в нравственно более высокие нормы и ценности: ответственности, порядочности, чувство долга и совести.
Характер эмоциональных состояний изменяется в историческом процессе развития общества. Они по-разному проявляются у людей, живущих в различных географических условиях, в государствах с различным экономическим строем.
Эмоции играют важную роль в формировании личности. На базе положительных или отрицательных эмоциональных переживаний у человека появляются, закрепляются и реализуются различные потребности и интересы. Неповторимые индивидуальные проявления склада человека формируются в течение всей его жизни и непрерывно связаны с развитием личности в целом. Они являются составной частью структуры личности и совместно с остальными ее элементами образуют психическую сущность индивидуума [10].
Высшие чувства актуализируются и развиваются в процессе воспитания, обучения, общения и взаимоотношений на основе норм морали и общечеловеческих ценностей. Для поддержания положительных и преодоления отрицательных эмоций большое значение имеют разумное использование свободного времени, организация быта и трудовой деятельности. Внимательность, такт, неприкосновенность личностного достоинства обучаемых являются важными условиями формирования положительных эмоциональных свойств людей.
Из выше сказанного выходит вывод такой, что воля и эмоции — это психологические характеристики личности, и это неотъемлемая её часть.

Заключение и вывод

Воля – это продукт общественно-исторического развития человека. Ее формирование связано с развитием и появлением трудовой деятельности.
Поэтому воля не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.
Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых целей и ценностей, убеждений личности и мировоззрения, необходимых личностных качеств.
Развитие воли тесно связано с развитием воображения, мышления, мотивационно-смысловой и эмоциональной сферы, с развитием самосознания и сознания, личности в целом.
В психологии существует ряд точек зрения на соотношение эмоциональной и волевой регуляции, но в любом случае признается их тесная взаимосвязь, объединяющихся в эмоционально-волевую сферу. Разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психологическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма. Но не меньшее значение в поддержании эмоциональной устойчивости имеют тип нервной системы, владение профессиональными навыками, готовность к действиям в неожиданно изменяющейся ситуации, умение быстро ориентироваться в сложных и опасных ситуациях, знание способов адекватного разрешения сложившихся ситуаций, физическое состояние человека и другие факторы, объединяющихся в понятие эмоционально-волевая сфера личности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ