«Школа:обучение или воспитание?»

Цели и задачи

Целью данной работы является определить роль школы в обучении и воспитании учащихся.

Введение и актуальность


Научные исследования, организованные гигиенистами, физиологами и педагогами, продемонстрировали, что обучать детей с 6 лет в школе на самом деле можно. Для этих целей следует соблюсти следующие требования: учесть текущее состояние здоровья детей и их функциональную подготовку к предстоящему обучению в школе; иметь достаточное количество помещений и подходящие условия для организации уроков; адаптировать методику и программу преподавания к разным функциональным возможностям этого возраста; выполнять гигиенические рекомендации по режиму обучения; организовать оптимальное питание с учётом возрастной специфики детей.
С появлением общеобразовательных стандартов, перед каждым педагогом остро встает проблема выбора педагогической технологии, которая бы обеспечивала учителя всем необходимым для конструирования учебно-воспитательного процесса, наиболее подходящего для поставленных целей обучения. Существенная черта педагогической технологии – это процесс целеполагания, рассматриваемый в двух аспектах:
1) диагностического целеполагания и объективного контроля учащимися учебного материала;
2) развития личности в целом. Не секрет, что господство на уроках репродуктивной деятельности вызывает сложности фактологического материала.
Поэтому немало школьников, занимающихся лишь на оценку «удовлетворительно». Они лишь добросовестно приходят на уроки, делают задания, но в то же время не проявляют какой-либо активности и тем более творчества. В системе традиционного обучения формирование познавательной активности происходит стихийным образом. В конце обучения указанное качество личности продолжит оставаться на довольно низком уровне (воспроизводящая самостоятельность). В итоге у учеников появляются проблемы в тех ситуациях, когда от них требуется самостоятельная ориентация и принятие подходящего решения, а они не способны сами получать знания и творчески применять их в различных нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня необходима система образования, ставящая личность школьника в центр повышенного внимания со стороны педагога и в которой деятельность школьника оказалась бы главной. В настоящее время образовательную парадигму «учитель-учебник-ученик» следует поменять на новую парадигму «ученик-учебник-учитель».
Реализация ФГОС предполагает значительное увеличение активных форм работы. Таким образом, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс школы с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы видится в применении в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов. Основу математической компетенции составляет актуальность формирования, развития и совершенствования способности структурировать сведения, определять математические отношения, формировать математическую модель отдельной ситуации, проводить анализ и трансформировать её, интерпретировать полученные результаты. Поэтому в работе уделяется внимание таким видам работ как: работа с текстом, информацией, представленной различными видами (графики, диаграммы, схемы, чертежи), конспектом, составление плана, сравнение, последовательность рассуждений, действие по аналогии, по алгоритму, установление отношений между математическими понятиями. Данные виды работ считаются традиционными, а использование ЭОР на занятиях математики помогает сделать разнообразнее их формы, деятельность учеников, активизировать внимание, увеличить творческий потенциал ученика. Работа с ресурсами сети Интернет даёт возможность учащимся 5- 11 классов самостоятельно подготовить сообщение, историческую справку, под руководством учителя выполнить исследовательскую работу. Навыки, приобретённые на уроках математики, позволяют ребятам подготовить презентации к выступлениям. Большую помощь в этом оказывают ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Важными следствиями активного использования ЦОР нового поколения в школьном математическом образовании являются переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся, стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся. Использование в работе учебного электронного пособия позволяет по-новому организовывать деятельность учащихся на уроке. Проведение виртуальных работ по темам «Координатный луч», «Координатная прямая», «Координатная плоскость» вызывает огромный интерес у ребят и способствует успешному усвоению этих тем. При проведении данных типов уроков используется интерактивная доска, работающая в программе Interwrite. С её помощью цветом 10 выделяются важные пункты изучаемого материала, наносятся на проецируемое изображение пометки, привлекая внимание обучающихся на отдельном аспекте темы, добавляется недостающая информация или исключается лишняя, рисуются чертежи и схемы. Объекты можно вырезать и стирать, копировать и вставлять, действия – отменять или возвращать, страницы – листать вперед и назад, рисунки, тексты и различные объекты – перетаскивать с одного места на другое, перемещать, показывая симметрию, параллельность. Наглядность представленного материала положительно воздействует на эмоциональное состояние ребят, создает дополнительный стимул к изучению математики и облегчает ее восприятие. Учащиеся легко и быстро осваивают работу с интерактивной доской, поэтому предпочитают работу с ней. ИКТ и ЭОР – не самоцель, а важные инструменты, помогающие активизировать учебную деятельность школьника. Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в школе.

Заключение и вывод


Развитие ребенка, его воспитание и обучение проходят в единстве, во взаимосвязи. С.Л. Рубинштейн по данному поводу отмечал: «Ребёнок не созревает сначала, а потом воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, то есть под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество»
Новые знания и методы деятельности могут помочь дальнейшему развитию нравственных чувств и волевых качеств. В то же время, мировоззрение индивида, система его отношений к миру вокруг становятся толчком для получения новых знаний и освоения умений.
Указанные два процесса – воспитание и обучение - оказываются в тесном единстве, хоть многие учёные ставят на первое место воспитание. Например, литовский исследователь Р. Тидикис в своей статье «Об уровнях воспитания» указывает на то, что на практике обычно не образование определяет нравственность, а, напротив, нравственность определяет потребность индивида в образовании. При этом нравственный человек всегда будет не ниже собственной среды по уровню культуры (цит. по Соловейчик С.Л.).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ