Современные формы бизнеса в России и в мире: сравнительный анализ .

Цели и задачи

Цель исследования – анализ современных форм бизнеса в Российской Федерации и в мировой практике и направления совершенствования развития бизнеса в России.

Введение и актуальность


Ричард Кантильон был первым теоретиком в области предпринимательства, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный  доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
Самым первым кто заинтересовался предпринимательством, был Р.Кантильон, он говорил, что расхождения между спросом и предложением на рынке дает возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товар дешевле и продавать его подороже. Таких субъектов рынка называли предприниматели (франц. «Посредник»). Отсюда и пошло явление предпринимательство.
Около 1800 года Жан Батист  Сэй  следующим  образом  охарактеризовал предпринимателя:  «Предприниматель  перемещает  экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой  производительностью  и результативностью».  Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские способности.
Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода;
- вторая волна связана с выделением инновационности как основной отличительной черты предпринимательства. Основоположник – Шумпетер.
В конце XIX века произошло разделение  понятий  «предпри-ниматель»  и «собственник  на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического  развития»  он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а  как  постоянно  развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:
1.  Создание новых благ или новых их качеств.
2.  Внедрение  новых  технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.
3.  Освоение новых рынков.
4.  Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.
5.  Осуществление соответственной реорганизации производства.
- третья волна отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) Основоположники Тюнин, Найт и др.
Их заслуга  заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали  предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом,  Хайеком  и  Кришнером. 
В советские времена в сознании наших людей преобладали негативные оценки бизнеса и бизнесменов. Весьма популярной и часто используемой для характеристики мотивов и способов поведения бизнесменов-капиталистов была цитата из работы К. Маркса «Капитал» (т. 23 с. 770): «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, даже под страхом виселицы».
Но как показывает жизнь, эти слова в большей степени можно было отнести к нашему зарождающемуся отечественному бизнесу. В то время как в мировой практике сделка считается приемлемой, если прибыль находится в пределах 3 – 8 %, то наши предприниматели, особенно в начале 90-х годов прошлого столетия, когда в стране практически на все продукты питания, предметы потребления и услуги был тотальный дефицит, накручивали прибыль в 200 – 300 и более процентов. Современный этап можно рассматривать как четвертую волну, где акцентируется внимание на управленческом аспекте в анализе действий предпринимателя.
Предпринимательство во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий.
Предприятия крупного, среднего и малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства необходимой продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
Сравнивая государственную политику в отношении предпринима-тельства в различных странах, непросто сделать ясные и четкие обобщения, поскольку в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии. Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства. Ярким примером может служить сравнительное рассмотрение политики государства в таких странах как, например, США и Япония.
Японская политика в отношении бизнеса является составной частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской индустрии, представленной, прежде всего, промышленными гигантами. Малые высокоэффективные производства интегрируются при поддержке государства в вертикальные промышленные структуры, при этом региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса остаются за рамками государственной политики.
При весьма заметной роли бизнеса в экономике обеих стран результатом являются различия в его отраслевой структуре. В США в целом преобладают малые предприятия в сфере услуг и розничной торговли, а в Японии очевиден перевес промышленных малых предприятий. В США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса.

Заключение и вывод

Предпринимательство образуют фундаментальный сектор национальной экономики. Если крупные компании определяют уровень научно-технического и производственного потенциала государства, то малые и средние предприятия, выступая наиболее массовой формой деловой жизни общества, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития.
Успехи и неудачи малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от экономической политики государства. Поэтому необходимо осуществлять государственную поддержку со стороны государства для развития малого и среднего бизнеса в стране. При этом, основной задачей государства в отношении развития малого бизнеса является формирование такого климата, который позволял бы снизить риски для малого бизнеса и, таким образом, способствовал бы росту числа предприятий, а, следовательно, и их вкладу в экономику страны.
Во второй главе проведен сравнительный анализ современных форм бизнеса в России и в мировой практике.
В экономике России субъекты крупного, малого и среднего предпринимательства имеют сравнительно небольшой удельный вес. По статистическим данным на 2018 год в РФ было зарегистрировано 5,6 млн. таких предприятий, а их доля в ВВП составила около 29%. Стоить отметить, что в экономически развитых странах, таких как США, странах ЕС, некоторых азиатских странах, данный показатель варьируется от 40% до 60%. Например, в Японии доля малого бизнеса составляет 90% от числа всех предприятий, на них приходится около 55% ВВП страны. И чем выше данный показатель, тем быстрее и эффективнее государство справляется с кризисными ситуациями. Это связано с тем, что по статистике именно в кризисный период в сфере малого бизнеса наблюдается подъем и максимизация всех основных экономических показателей.
Для дальнейшего развития предприятий малого бизнеса государству необходимо продолжать политику по их поддержке, так как малые и средние субъекты предпринимательства имеют большое значение для экономики всей страны. Благодаря своей быстрой адаптации к различным внешним факторам, они могут способствовать стабилизации и улучшению состояния экономики во время кризисов, эта гибкость является их преимуществом перед крупным бизнесом. При этом, в экономике просто необходимо иметь различные формы бизнеса , так как от числа их соотношения зависит эффективность использования возможностей экономики. Так же несмотря на различные недочеты предпринимательство в России развивается, путем анализ не только своих ошибок, но и используя зарубежный опыт, что очень важно в условиях становления Российской экономики в мировое хозяйство с учетом наших ресурсных возможностей и мировосприятия.
Механизм стимулирования включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение предприятий.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии для МП составляют около 4 млрд. евро ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество МП, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ