Применение метода беседы в изучении личности

Цели и задачи

Цель исследования – исследовать особенности применения метода беседы в исследовании личности.

Введение и актуальность


В современной психологии акцентируется внимание на индивидуальном своеобразии человека, высоко ценится уникальность каждой личности, ценности частного бытия, оторванного от социальной жизни, соблюдение тактики непубличности. Более того, утверждается, что человек стремится к своеобразию, готов снять с себя все социальные и нравственные табу и сопротивляться, если ему мешают быть собой. Поэтому в общественном организме, должно исчезнуть понятие нормы, поскольку личность готова принять не только собственное своеобразие, но и своеобразие другого, не похожего на него [9, с.215].
Личность соглашается с правом каждого быть таким, владеть свободой по-своему, понимать смысл жизни, счастья и благополучия.
С этой позиции «Я-образ» рассматривается как незавершенный, окончательно несформированный гештальт, а не как нечто целостное, как автономный фактор бытия личности. Считается, что постоянные видоизменения «Я-образа» происходят благодаря саморефлексивной деятельности, они вызывают его децентрацию, отказ личности от обращений
к нему как к финальному определяющему источнику значений и объективных смыслов [8, с.215].
Таким образом, «Я-концепцию» предлагается «изъять» из головы индивида и перенести в сферу социального дискурса. Так, М. Шанталь, одна из последовательниц классика постмодернизма Ж. Дерида, считает, что ни одна идентичность не является естественной или заранее заданной, а она постоянно конструируется [9, с.84].
Также стоит выделить, что в контексте постмодернистской психологии рассматриваются такие способности личности, как обеспечение саморазвития, самоконструированния, рефлексирования. Ее авторы не учитывают аутентичную природу личности и сущность ее жизни, поэтому рассматриваемые способности тоже трактуются однобоко, а в некоторых аспектах и деструктивно [9, с.85].
Следовательно, можно сделать вывод, что изучение личности является многокомпентным процессом и включает в себя ряд факторов, элементов и свойств, которые необходимо проанализировать, прежде чем сделать вывод относительно уровня развития личности или определения существующих проблем.
Далее мы рассмотрим особенности беседы как одного из наиболее эффективных методов исследования личности.

Заключение и вывод

Рассмотрев особенности подходов к изучению понятия личности, мы пришли к выводу, что на развитие личности, в первую очередь, влияют постмодернистские процессы, которые происходят на данном этапе развития всего общества. Личность функционирует в нескольких мирах, виртуальном и реальном, поэтому и индивидуальных характеристик становиться больше. Также трансформируется и большое количество ценностей. К примеру, если ранее на первых план выходили духовные ценности, то сейчас – материальные.
Эти положения были доказаны в процессе проведения эмпирического исследования. Основным методом исследования являлась беседа, поскольку эта технология является персонализированной, а значит – с помощью нее можно узнать и проанализировать все индивидуальные параметры личности.
Как показали результаты эксперимента, современное молодое поколение (студенты) сконцентрированы на материальных благах и социальном статусе, а духовные ценности, развитие общества и гражданская позиция их не интересует, что является проблемой, поскольку социум не сможет развиваться дальше, потеряв такие ценности.
Для улучшения этой ситуации в третьей части исследования мы предложили рекомендации по созданию новых условий для формирования ценностных ориентаций.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ