Маркетинговое исследование российского рынка лакокрасочных материалов

В свою очередь, западноевропейские страны, уделяя особое внимание концепции долгосрочного устойчивого экономического и социального развития, продолжают увеличивать долю водорастворимых материалов и других экологически безопасных альтернатив. Поэтому они вынуждают многих восточноевропейских производителей, экспортирующих продукцию в западные страны, отказаться от растворяющих красителей в пользу технологий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду.

1.3. Факторы, препятствующие развитию рынка

Краски, шпаклевки, лаки, антисептики, печать. Практически, в любом профильном магазине или на рынке ассортимент продукции лаков и красок удивляет своим разнообразием. И все же, несмотря на кажущийся каотизм, Московская розничная торговля подчиняется определенным законам. Как? Это, наряду со специалистами из Symbol-маркетинга, обнаружила Изабель Лаврова.
Российский рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) не стоит на месте. Однако национальные производители, например, ужесточили свои требования. Конкурировать в первую очередь не друг с другом, а с зарубежными производителями, продукция которых хоть и дороже, но выгодна для широкого ассортимента, разнообразия цветов и экологической безопасности. Европейские компании, согласно исследованиям агентства Symbol-Marketing, пока лидируют на нашем рынке и поставляют позиции, не встречающиеся. Напротив, доля импорта ЛКМ на российском рынке постоянно увеличивается. К основным конкурентам отечественных производителей относятся финская (40% импортных товаров), польская (16%) и немецкая (14%) компании. Остальные импортируются из Словении, Украины, Франции, Италии и Турции.
И это при том, что более 200 компаний производят ЛКМ в России. Они встречаются практически во всех субъектах Федерации, но более 75% лакокрасочной продукции производится в шести районах Европейской части страны. И производители не собираются останавливаться на достигнутом. Интенсификация производства постоянно подталкивает все возрастающий спрос на продукцию, которые имеют повышенные требования к качеству строительства, развитию отрасли. Поэтому, по данным Госкомитета, с начала 2004 года объем производства ЛКМ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 10%. И если в 1997 году, согласно вездесущей статистике, каждый россиянин имел около 4,7 кг ЛКМ в год, то сегодня эта цифра увеличилась до 10 кг на человека, то есть почти сравнялась с европейским уровнем на 10-15 кг. общий объем рынка ЛКМ в России оценить сложно, по данным Межрегиональной ассоциации «система межрегиональных маркетинговых центров», равен 700-750 тыс. тонн.
Госкомстат приводит еще одну цифру-около 900 тысяч тонн. В то же время, объем рынка продолжает расти.
Результаты исследований, проведенных компанией Symbol-Marketing, свидетельствуют о том, что строительные и торговые организации часто приобретают такие виды ЛКМ, как принты, водно-дисперсионные краски и эмали. Задействовано более 90% организаций, занимающихся ремонтно-строительными работами. В среднем ассортимент продукции, закупаемой организацией ЛКМ, включает 10-12 видов продукции. О том, насколько этот интерес удовлетворяет розничный рынок Москвы, говорит другое расследование.
Специалисты агентства обследовали 70 рыночных торговых точек и 27 магазинов, расположенных в регионах, отличных от Москвы. В ходе мониторинга было описано 16,7 тыс. единиц продукции, что, по его словам, позволяет ему достаточно подробно показать структуру рынка ЛКМ. Как показало исследование, в Московской розничной торговле ЛКМ представлена продукция 150 брендов и такое же количество производителей. При этом 80 брендов имеют иностранное происхождение, а 70 — национальное. Согласно общему уровню распространения, пальма первенства должна быть отдана бренду Dufa, который встречается почти в 80% обследованных торговых точек. Второе место, немного позднее, — Тикурила. Третье место у российского бренда «TeX». Кроме них, в десятку лидеров входят Poli-R, Sadolin, «Halo», «Aquatex», «odilak», «Ярославские картины» и Alpa.
Уровни распределения брендов LKM варьируются в зависимости от группы продуктов. Например, торговая марка Dufa занимает первое место среди красителей белых воднодисперсных для интерьерных работ, красителей, лаков, акрилов, второе-в группах алкидных и глазурей акриловых и алкидных лаков. Продукция садолина лучше всего представлена среди антисептических, латексных и алкидных лаков, а вездесущая Тиккурила занимает одну из трех основных позиций практически во всех товарных группах.
Частично лидером рынка LKM следует считать Tikkurila (более 20%). Второе место разделено между Dufa и TeX. Поэтому, хотя продукты Dufa более распространены, Tikkurila выигрывает за счет количества. Третье место-Садолин, четвертое-Бекерс. Удельный вес других марок незначителен, менее 3%.
Ассортимент розничной торговли на 67% состоит из импортной продукции, что говорит о крайне сложном положении российских производителей ЛКМ. В некоторых товарных группах они по-прежнему сохраняют преимущество (масляные и эпоксидные лаки, масляные эмали и пентафталаты и др.). В других группах преобладают зарубежные изделия (структурная штукатурка, силиконовая и силикатная краска, аэрозольная краска, водоэмульсионная краска и др.). Национальные бренды пользуются высоким потребительским спросом с относительно низким уровнем доходов, в том числе среди небольших строительных организаций. Конкуренция в среднем и высоком ценовом сегментах требует резкого улучшения качества предлагаемой продукции, считают аналитики агентства.
Хотя, пожалуй, российским производителям ЛКМ стоит сначала подумать об изменении маркетинговой политики. Простой пример: семь лет назад в России мало кто был знаком с брендом Tikkurila и брендом Tex. Сегодня участие финнов на внутреннем рынке ЛКМ является двойным по сравнению с участием петербургского. И это при том, что «Текс» — самый успешный российский бренд лаков и картин. У российских производителей, между тем, достаточно Триумфов на руках. Стоимость производства продукции, которая не уступает по качеству продукции, нам значительно ниже. Неслучайно многие иностранные компании формируют дочерние предприятия в России. Если это будет продолжаться и продолжаться, то в ближайшие 10-15 лет доминирование иностранных брендов на российском рынке ЛКМ будет окончательным. Между тем, отечественные производители по-прежнему имеют возможность сдерживать конкурентов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ