Дополнительное образование как фактор формирования самооценки младших школьников

В современной психологии, как зарубежной, так и отечественной, популярно используется еще один термин, именуемый Я-концепция. Данное понятие стало известным после выхода в свет работ английского психолога и педагога Р. Бернса в 1986 году. Он дал следующее определение данному феномену: «Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя» [5, с. 55]. Таким образом, можно сказать, что самооценка является аффективным компонентом Я-концепции и отражает отношение человека к себе и своим качествам.
По мнению Р. Бернса, высокая самооценка способствует позитивному отношению человека ко всему, что его окружает. Самооценку формирует сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть образа, каким я хотел бы быть. Именно высокая степень близости этих образов при сопоставлении дает высокую самооценку человека. Если же между данными образами есть большой разрыв, то это неминуемо приведет к низкой самооценке. Таким образом, психолог выделил две разновидности Я-концепции – позитивную и негативную. Также Р. Бернс обратил внимание на то, что объектом Я-концепции является сам ее носитель, поэтому все чувства и переживания, связанные с образом Я, являются очень сильными и стойкими. Поэтому значение Я-концепции в жизни человека заключается еще и в организации внутренней гармонии личности [12].
Если же отойти от интерпретации Я-концепции Р. Бернса, то в словаре слово «концепция» означает «понимание», следовательно, Я-концепция – это и есть самопонимание [26].
По мнению Р. Уайли (1974 г.), самооценка основывается на сопоставлении своих достижений с чужими достижениями, то есть на социальном сравнении. Самопринятие же – это жизненная установка отношения к себе, которая формируется на протяжении всей жизни. Причем оба этих понятия не являются тождественными, и независимы друг от друга. Например, человек может любить себя независимо от его низкой самооценки. Точно так же человек с высокой самооценкой может испытывать к себе неприятие [13].
Также в контексте проблемы самооценки, рассматривается такой феномен, как самопрезентация. Существует множество трактовок данного понятия. Например, В.М. Шепель и Ю.С. Крижанская рассматривали самопрезентацию как самоподачу. Е.А. Петрова и Е.Б. Перелыгина как способ предъявления имиджа, Е.Л. Доценко, как манипуляцию, аИ.А. Журавлева и ее коллеги рассматривают это понятие, как личностное явление, которое проявляется во взаимодействии с социумом. Причем становление феномена самопрезентации происходит одновременно с зарождением личности человека. То есть в период дошкольного детства.
К тому же авторы утверждают, что самопрезентация проявляется чаще всего в ситуации фрустрации и неопределенности, когда человек испытывает затруднения в достижении своей цели. Тогда начинает проявляться тот тип реакции, какой желателен в данной конкретной ситуации [2].
Исходя из вышеизложенных фактов, понятия самооценки, образа Я, самоотношения, самопринятия и самопрезентации не стоит смешивать, так как это близкие по значению термины, однако они относятся к разным элементам самосознания [5].
Так же не стоит делать синонимами «положительную Я-концепцию» и «высокую самооценку». Следует понимать, что самооценка – это только элемент Я-концепции, следовательно, эти понятия не тождественны. Несомненно, положительная Я-концепция является условием субъективного благополучия и психологического здоровья личности. При этом,Я-концепция – это системное образование, где каждый элемент вносит свой вклад в общее свойство системы [21].
Так в исследовании А.М. Прихожан в 2007 году было обнаружено, что Я-концепция в подростковом возрасте существенно влияет на уровень тревожности [8].
В гуманистической психологии К. Роджерса Я-концепция тесно связана еще с одним понятием – самовосприятие. Это процесс ориентировки человека в своем внутреннем мире на основе самопознания и социального сравнения. Таким образом, согласно этому учению, Я-концепция в дошкольном возрасте формируется на основе информации, получаемой из двух источников – внутреннего (самовосприятие) и внешнего (социальные контакты). Так известный психолог Д. Бем выделил этапы формированияЯ-концепции, начиная с раннего детства:
С младенчества до двух лет: выделение себя из окружающего мира на телесном уровне и установление собственных границ, когда ребенок осознает отдельность своего тела от внешнего предметного мира.
Дошкольное детство: формирование отношения к себе как к «хорошему» или «плохому», исходя из того, как к нему относятся близкие люди. Большое значение имеет характер детско-родительских отношений. Так формируется базовая Я-концепция.
Таким образом, в дошкольном и младшем школьном детстве огромное значение имеет формирование именно позитивного самовосприятия, что является в дальнейшем основой для формирования идентичности, положительного «Я-образа» и Я-концепции, которые обеспечивают ребенку нормальное психическое функционирование и защиту от различных психических расстройств [14].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ