Структура курсовой работы


Курсовая работа – это не монолитный бетонный блок. В ней четко выделяются элементы, каждый из которых имеет особенности.

Рисунок 1 – Структура курсовой

Титульный лист

Взяв в руку курсовую (как и книгу), читатель видит титульный лист. Информация на этой странице должна позволить быстро и легко отличить конкретное исследование от всех остальных. Чаще всего курсовые в архиве ищут по автору, теме и году. В набор обязательных атрибутов титульника входят все эти пункты, но есть и несколько дополнительных, установленных ГОСТ 7.32-2017

  • вышестоящая организация (министерство),
  • название вуза, факультета, кафедры,
  • тип работы, дисциплина и тема,
  • автор и руководитель,
  • город и год написания.

Аннотация

Аннотация в курсовых пишется не всегда. Если кафедра требует, то этот раздел помещается на одной странице сразу после титульника и в оглавление не входит.

Смысл аннотации – очень кратко рассказать, чему посвящено исследование. Аннотация должна быть написана так, чтобы человек за минуту понял, хочет ли он тратить время на основной текст. Оптимальная структура аннотации:

  • чему посвящена работа,
  • как проводилось исследование,
  • про что написано в каждой части,
  • чем ценна курсовая.

Объем аннотации не должен превышать 1500 символов. Часто требуют привести перевод на иностранный язык (общепринят английский, но в специализированных вузах это может быть и французский, и немецкий, и китайский, и любой другой язык).

Содержание

Содержание (иногда его называют оглавлением) – это план работы с указанием страниц. Самое интересное в содержании – это разбивка основной части на главы и параграфы. Встречаются курсовые и с более детализированным делением (до третьего уровня), но обычно ограничиваются двумя ступенями.

Содержание облегчает работу с текстом. Оно полезно как проверяющим, так и самому автору. Например, на защите у него спрашивают: «А как вы рассчитывали финансовую устойчивость?». По содержанию найти нужный параграф займет несколько секунд, а перелистывание всего курсовика с комментариями: «Сейчас-сейчас, где же оно было», - намного дольше.

Важно, чтобы указанные в оглавлении страницы совпадали с реальной нумерацией. Для этого лучше всего использовать автоматически собираемое содержание, в котором вся информация обновляется автоматически.

Рисунок 2 – Элементы курсовой

Введение

Введение – первая содержательная, а не «служебная» часть исследования. Именно этот раздел удостаивается наиболее пристального внимания проверяющего. Существуют традиции научного сообщества по поводу того, что должно быть отражено во введении. Стандартный набор блоков:

Теоретическая часть

Перед тем, как приступить к анализу какого-то объекта, процесса или явления, нужно изучить его теоретические аспекты. Для курсовой теоретическая часть – это обзор того, что написано в учебниках, монографиях и статьях по вашей теме.

Основные моменты, на которые надо обратить внимание при написании теории:

  • источников должно быть достаточно много. Нельзя просто переписать один учебник, даже если в нем подробно освещены все пункты вашего плана. При таком подходе раскрытие темы будет односторонним, без демонстрации разных точек зрения и формирования своего мнения,
  • сведения должны быть актуальными. Это обеспечивается в первую очередь использованием свежей литературы. Но иногда только вышедшая книга содержит устаревшую информацию (из-за недобросовестности автора, не озаботившегося проверкой, или издательских задержек),
  • следует выдержать требования к оригинальности (как ее еще называют - антиплагиат). Текст нужно переписывать своими словами (кроме законного цитирования – с кавычками и ссылкой на автора).

Иногда на теорию отводят одну главу, иногда две. Тогда первая – это чисто теоретические аспекты, а вторая – методика («мостик» между теорией и практикой).

Практическая часть

На первых курсах встречаются чисто теоретические курсовые, но более распространены имеющие практическую часть. В практической части можно выделить две смысловые части:

  • анализ «как есть»,
  • разработка нового проекта или рекомендаций по улучшению имеющейся ситуации.

Практика может быть представлена двумя главами или всего одной. Это зависит как от общего количества глав в работе (две или три), так и от специфики задания, от масштабности разрабатываемого проекта. В курсовых по экономике чаще упор делается на анализ, рекомендации умещаются в одном параграфе. Для инженерных специальностей важнее разработка проекта, ему посвящается целая глава.

Заключение

Заключение в концентрированном виде содержит все выводы по работе. Оно пишется в том порядке, в котором вопросы рассматривались в основной части – сначала теория, потом практика. Удобно ориентироваться на список задач из введения: каждая задача должна быть решена, ей нужно уделить внимание в заключении.

Большая часть заключения отводится на практическое исследование, по теории достаточно написать несколько абзацев с ключевыми сведениями.

В последнем абзаце можно оценить степень достижения цели. Здесь же указывают, нашла ли гипотеза подтверждение. Иногда упоминают возможность применить результаты на практике или продолжить исследование (в следующих курсовых или дипломе).

Список использованных источников

Несмотря на творческий компонент, курсовая пишется не «из головы». Ее фундамент составляют проведенные раньше исследования (крайне желательно, чтобы это были не рефераты предыдущих поколений студентов, а солидные издания). Чтобы сохранить этичность, а также дать возможность проверяющему оценить качество этого фундамента, в конце труда помещается библиографический список.

Каждый источник в списке оформляется по ГОСТу.

Приложения

Завершается курсовая работа приложениями. Эта часть может вовсе отсутствовать, если все поместилось в основной части. Самыми часто встречающимися приложениями являются:

  • документы предприятия (включая бухгалтерскую отчетность),
  • опросники и анкеты,
  • необработанные (первичные) результаты измерений,
  • сертификаты и инструкции от оборудования,
  • чертежи и схемы большого размера,
  • объемные таблицы,
  • промежуточные расчеты и выводы формул.

Отзыв и рецензия

Отзыв и рецензия – это, строго говоря, не части курсовой, а описательные документы к ней.

И отзыв, и рецензию пишет не сам автор, а стороннее лицо. Эти документы представляют собой взгляд со стороны. Отличие заключается в том, что отзыв пишет научный руководитель, а рецензию – посторонний человек, непричастный к творческому процессу.

В отзывах и рецензиях дается характеристика курсовой, выявляются ее сильные и слабые стороны, отмечаются достоинства и недостатки.

Презентация и доклад

Чтобы получить за курсовик оценку, недостаточно его просто написать – нужно еще пройти через процедуру защиты. В последние годы преподаватели предпочитают проводить защиту не один на один со студентом, а в виде публичного выступления. Соответственно, для защиты понадобятся:

  • доклад. Это речь, которую автор курсовой рассказывает (в худшем случае зачитывает) аудитории. Обычное время – 5-7 минут. Объем доклада рассчитывается исходя из этого,
  • презентация. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Доклад визуализируется в виде схем, чертежей, графиков, таблиц (чтобы не зачитывать колонки цифр).