Экспериментальное изучение восприятия

Цели и задачи

Цель работы заключается в экспериментальном изучении восприятия в младшем школьном возрасте.

Введение и актуальность


Итак, в психологии восприятие трактуется как целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно влияющего на органы чувств. Восприятие является первым этапом усвоения информации. Его сущность как познавательного процесса заключается в том, что в сознании человека происходит переход от ощущения к непосредственно восприятию, от сенсорного образа к целостному перцептивному.

1.2. Особенности и свойства восприятия
Психологи выделяют несколько типов восприятия, называя его эмоциональным, аналитическим и образным. В младшем школьном возрасте преимущественно преобладает эмоциональный тип восприятия. Восприятие у младших школьников этого возраста некритическое, что можно объяснить отсутствием достаточного жизненного опыта у детей в силу их возраста, а также недостаточностью активности познавательной сферы. Также для этого возрастного этапа развития, детям характерно в большей степени непроизвольность восприятия. Именно поэтому младших школьников в первую очередь привлекают яркие, необычные предметы.
В процессе работы педагога с детьми младшего школьного возраста следует обращать внимание на особенности восприятия. Первой особенностью является активность личности, которая воспринимает объект. Само влияние раздражителя на органы чувств не обеспечивает его восприятия – для получения перцептивного образа необходима еще и встречная активность личности. Вторая особенность восприятия – осмысленность образа, который происходит на основе анализа, сравнения и обобщения объекта восприятия. Так, осмысленность информации исходит из синтеза данных, их объединения в целостный образ. Этот синтез происходит на почве анализа содержания отдельных объектов и явлений, учета их особенностей, а также общей ситуации, когда осуществляется восприятие.
Осмысленность как свойство образа, воспринятого в результате отражения явлений, тесно связывается с осмыслением как познавательным процессом, который следует за восприятием. Осознанное восприятие информации всегда предусматривает его осмысление и фиксацию в памяти. Эффективность восприятия учебного материала является важнейшим условием для перехода к дальнейшему познанию, связанному с пониманием, усвоением и овладением знаниями, навыками и умениями, с оперированием понятиями, гипотезами, принципами, законами [20].
Единство содержания и формы образа восприятия является третьей его особенностью. Каждый предмет восприятия характеризуется этим единством. Так, восприятие какого-либо предмета предусматривает выделение не только его формы, но и смыслового содержания. Четвертая особенность восприятия связана с явлением апперцепций, то есть с зависимостью содержания восприятия от прошлого опыта личности, ее интересов, установок, возрастных и индивидуальных особенностей [10].
Следует назвать предметность восприятия, под которой имеют ввиду формирование такого чувственного образа предмета, такого представления об определенном явлении, которое отвечает объективной реальности. Это значит, что представление о предмете должно характеризоваться такими же свойствами, которыми наделен сам предмет как объективно существующий. Достижение соответствия перцептивного образа и реального явления может быть возможным лишь при соблюдение таких условий, как: полнота, достаточность и необходимость, доступность и понятность человеку воспринимаемого материала. Другие свойства восприятия (целостность, структурность, константа, осмысленность) тесно связаны с предметностью и способствуют эффективному усвоению знаний в системе на уровне всего предмета, курса, раздела, темы. Обеспечение предметности не является возможным, если предмет не воспринимается целостно и структурно. Восприятие является целостным, если сначала воспринимается предмет в целом (целостно), а потом – его отдельные части. Соответственно, создание общего, целостного образа явления, понятия, события должно предшествовать детальному изучению их составляющих.
Также выделяют структурность и константность восприятия. Структурность восприятия имеет особенное значение, поскольку она позволяет различать образы, близкие по содержанию [4]. Константность как свойство перцептивного образа означает его относительную независимость от условий пребывания воспринимаемого предмета. Благодаря этому в памяти хранится эталонный образ объекта восприятия, который корректирует любые результаты в сторону стабильности. Из-за этого предметы и явления воспринимаются в совокупности их стойких черт [5, с. 111].
На динамику и эффективность восприятия влияют разнообразные факторы, прежде всего субъективного характера, например, интересы, потребности, внимание, привычки, склонности, убеждения личности. Важную роль играют особенности восприятия объективной реальности, по которым Давид Колб выделил и описал две основных группы людей. К первой он отнес тех, кто воспринимает путем ощущения, рассматривает себя в сегодняшней действительности, обращается к фактическому опыту. Они углубляются в себя, у них развитая интуиция. Ко второй, тех, кто больше обращается к абстрактным измерениям реальности. Они анализируют события, которые происходят, их интеллект дает первую оценку, они резюмируют опыт, доходят до всего логично. Эти два типа восприятия, хотя и разные, но все же больше дополняют друг друга, чем исключают и являются одинаково ценными [3, 4].
Итак, к свойствам восприятия относят осмысленность, предметность, целостность, структурность, константность и избирательность. Особенности каждого свойства восприятия необходимо обязательно учитывать учителю при работе с детьми младшего школьного возраста.

Заключение и вывод

Теоретический анализ проблемы и проведенное экспериментальное изучение особенностей восприятия в младшем школьном возрасте позволили сформулировать следующие выводы:
1. Анализ научных источников дал возможность определить, что чаще всего исследователи рассматривают восприятие в качестве целостного отражения предметов и явлений действительности в результате их непосредственного воздействия на органы чувств в данное конкретное время. Восприятие зависит от прошлого опыта личности, так, чем больше она имеет представление о каком-то объекте, тем восприятие этого самого объекта будет более полным, точным и содержательным. Процесс восприятия осуществляется всегда в тесной связи с другими познавательными процессами психики, такими как внимание, мышление, память, воображение, речь, а также эмоционально волевыми – эмоциями, чувствами и волей. Восприятие в младших школьников отличается определенными особенностями, например, ему характерны аффективная окраска и она в большей степени непроизвольное. Однако в процессе возрастного развития, внимание теряет аффективность и становиться более осмысленным процессам, которому характерны целенаправленность, избирательность и стойкость, и в котором можно определить наличие произвольных действий – действия по наблюдению, изучению и поиску.
2. Восприятие детей младшего школьного возраста – это ведущее средство познания ими окружающего мира, изучение предметов и явлений находящихся в реальной действительности. Уровень развития восприятия оказывает влияние на успешности ведущего вида деятельности в данном возрасте – учебной деятельности. Среди особенностей восприятия в младшем школьном возрасте следует назвать: аффективный характер; осмысленность и целенаправленность; перестройка и совершенствования способа восприятия. Кроме того, у младших школьников восприятие приобретает характер экспериментирования и исследовательских действий.
3. Обзор методик, позволяющих экспериментально изучить особенности восприятия в младшем школьном возрасте показал, что в основном они направлены на изучение: особенностей зрительного восприятия; качество восприятия цвета, формы времени и пространства; уровня целостности и структурности восприятия. Эти методики используются в комплексе для определения общего уровня развития восприятия детей.
4. С целью изучения уровня развития восприятия у детей младшего школьного возраста было организовано исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Рузы». В исследовании приняли участие 27 детей возрастом 6-7 лет, из которых 15 девочек и 12 мальчиков. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Сбор данных осуществлялся с помощью серии диагностических методик «Изучение восприятия детей» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной), направленных на исследования уровня развития восприятия цвета, формы, времени и пространства.
5. По результатам исследования было выявлено, что большинство младших школьников характеризуются среднем и выше среднем уровнем развития восприятия цвета, формы, пространства и времени. После анализа результатов, полученных по всем методикам, определили, что детям младшего школьного возраста гораздо легче воспринимать формы и цвета, чем время и пространство. Таким образом выдвинутая в начале работы гипотеза в ходе проведения экспериментального изучения восприятия детей младшего школьного возраста была полностью подтверждена, а именно было доказано, что у младших школьников еще недостаточно развито восприятия и в большинстве случаев трудности возникают в процессе восприятия времени и пространства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ