Система образов в трагедии «Борис Годунов»

Цели и задачи

Цель работы: проанализировать систему образов в трагедии А.

Введение и актуальность


При том уровне понятий о значении первоисточников, какой был характерен для пушкинской эпохи, Карамзин вполне удовлетворял количеством, разнообразием и качеством приводимого материала: «Он рассказывал со всею верностию историка, он везде ссылался на источники – чего же более требовать было от него?» А. С. Пушкин пользовался фрагментами из летописей, извлекая их из карамзинских примечаний, где они уже были систематизированы и находились в соответствующем контексте, а не непосредственно из самого памятника, который не всегда был под руками. К тому же фрагменты в памятнике были ещё в неразработанном, а порою и трудночитаемом виде. [15]
В трагедии А. С. Пушкина имеются два случая использования документального материала эпохи не по подлинному тексту, а по литературному пересказу Н. М. Карамзина. Это свидетельствует о том, что количество фактов, привнесённых А. С. Пушкиным в трагедию, как непосредственно из летописей, так и из «Примечаний» Н. М. Карамзина, - сравнительно невелико. [15]
Однако данный факт отнюдь не снижает важной и решающей роли, которую сыграли летописи в процессе создания трагедии «Борис Годунов».
Создавая свою трагедию, преимущественно на историческом материале «Истории Государства Российского», Пушкин обращался к летописям и другим памятникам древнерусской письменности главным образом для того, чтобы уловить интонационные особенности языка того времени, в поисках колорита эпохи.

Заключение и вывод


Пушкинская ломка классических норм, революция, произведенная им в области драматического творчества, свидетельствуют об упорном стремлении создать народную драму, отражают его учет социальной силы народа и стремление притупить враждебность этой силы.
Пушкин не выходит за пределы дворянского реализма, верно учитывая ситуацию только по отношению к своему классу. В центре его внимания стоит трагедия власти, а не тех, кто под этой властью задыхался и делал неизбежно трагически-неудачные попытки освободиться от гнета. Народ для Пушкина — только стихийная большая сила, определяющая трагедию дворянства. Поэтому так глубоко разработаны образы Бориса и Самозванца, ярко зарисованы образы бояр, Пимена.
Язык трагедии выражает все многообразие лексического и грамматического состава русского языка: в трагедии представлены все слои языка от просторечных слов до книжной речи. Речь является главным средством характеристики героев.
Образы Бориса и Самозванца противопоставлены, но сходятся они в одном: отчаянное стремление к власти может погубить даже самый нравственный замысел.
В трагедии «Борис Годунов» автор рассуждает о сущности власти и её влияния на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. Он показывает, что движущий силой истории является народ, и он же всегда остаётся в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, лицемеры и проходимцы.
Самый острый трагизм в драме А. С. Пушкина – это гибель прекрасного, истинно человеческого. Придающий драматургии А. С. Пушкина целостное единство взгляд на жизнь связан с историческим временем, поэтическим мироощущением автора, светлый пушкинский гений проявился и в изображении трагического.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ