Взаимосвязь фискальной и монетарной политики государства: теория и российская практика

Цели и задачи

Цель курсовой работы: изучить роль и степень взаимодействия фискальной и монетарной политики в экономике РФ.

Введение и актуальность


В зависимости от условий функционирования экономики Центробанк может применять разную политику. Так, в условиях неполной занятости, когда возникает необходимость стимулировать деловую активность, применяют политику дешевых денег. С этой целью увеличивается денежное предложение и снижается процентная ставка. В условиях инфляционного роста, когда встает необходимость сдерживать деловую активность, Центробанк применяет политику дорогих денег, уменьшая денежное предложение и повышая процентную ставку.
Приоритетной функцией монетарной политики является антиинфляционная. В соответствии с количественным уравнением цена является функцией трех факторов [10, с. 117]:

Главным среди них является денежная масса (М), которую контролирует Центробанк. В условиях экономического роста и невысокой инфляции Центробанк, регулируя денежную массу и прогнозируя Y и V, получает возможность обеспечивать достижение целевого уровня инфляции.
Гораздо сложнее становится антиинфляционная деятельность Центробанка в условиях стагфляции. Чтобы сдержать инфляцию, он должен применять политику дорогих денег. Но такая политика одновременно может вызвать еще большее падение производства. В этих условиях перед монетарной политикой встает альтернатива: сдерживание инфляции или повышения уровня занятости. При разных условиях эта альтернатива решается по-разному.
Монетаристская теория существенно отличается от кейнсианской относительно передаточного механизма, на основе которого монетарная политика влияет на экономику. У кейнсианцев этот механизм предполагает воздействие денежной массы на процентную ставку и инвестиции, которые в итоге меняют реальный ВВП. У монетаристов передаточный механизм проще. Схематично он выглядит так [11, с. 209]:

Как видно из схемы, денежная масса влияет не только на инвестиции, но и на все компоненты совокупного спроса. При этом, согласно монетаристской теории, влияние совокупного спроса на реальный ВВП обеспечивается лишь в краткосрочном периоде, а в долгосрочном — он вызывает лишь рост цен.
Сторонники монетаризма считают, что деньги являются главным средством регулирования экономики, а фискальная политика является неэффективной. Это объясняется тем, что стимулирующая фискальная политика, которая порождает бюджетный дефицит и использует для его финансирования государственные ссуды, повышает процентную ставку и вызывает эффект вытеснения инвестиций, вследствие чего ее влияние на экономику считается несущественным.
Цели монетарной политики делятся на конечные (экономический рост, полная занятость, стабильность цен) и промежуточные (денежное предложение, процентная ставка, валютный курс). С помощью промежуточных целей Центробанк влияет на конечные цели.
Основной промежуточной целью является денежное предложение. На ее динамику Центробанк воздействует тремя главными методами [8, с. 103].
Первый — операции с государственными ценными бумагами. В процессе этих операций Центробанк покупает государственные облигации у юридических и физических лиц или продает их. При покупке этих облигаций продавцы получают деньги, на величину которых увеличивается денежная база. Противоположный результат достигается при продаже облигаций.
Второй — изменение нормы обязательных резервов. При повышении этой нормы уменьшается денежный мультипликатор, что адекватно уменьшает влияние денежной базы на денежное предложение. И наоборот.
Третий — изменение учетной ставки, согласно которой Центробанк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, Центробанк регулирует спрос коммерческих банков на свои кредиты, что адекватно влияет на величину денег, привлеченных банками на депозит, и в конечном итоге — на денежное предложение.

Заключение и вывод


На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Наиболее кризисными годами для государственного бюджета были 2015 – 2016 гг. При этом наибольшие проблемы были зафиксированы в части сбалансированности федерального бюджета. Причиной дисбаланса явился внешний шок, вызванный значительными флуктуациями цена на мировом рынке нефти. Во многом дефицит бюджета был погашен за счет роста государственного внутреннего долга и использования, ранее накопленных средств Резервного фонда.
2. Касательно таких инструментов фискальной политики как налоги, то фиксируется тенденция усиления их роли в формировании доходов федерального бюджета РФ. Все виды налоговых поступлений имеют позитивную динамику, что в конечном итоге, сказывается на увеличении доли налоговых поступлениях в доходах федбюджета. Учитывая, что мы не включали в анализ зависимый от мировой ценовой конъектуры НДПИ, то можно сделать косвенный вывод о постепенном уходе зависимости доходной части федерального бюджета от нефтегазовых доходов. Т.е. в целом, налогово-бюджетная политика Российской Федерации в значительной мере способствовала стабилизации государственных финансов и за период 2016 – 2017 гг. может быть признана относительно успешной.
3. На всем периоде исследования темп прироста в обращении безналичных денег характеризуется более высокой динамикой в сравнении с наличным обращением. При этом в 2012 – 2016 гг. наблюдается поступательное замедление темпов роста денежного агрегата М2 и его компонентов. Анализ фиксирует, что основной прирост денежного агрегата М2 происходит за счет роста безналичных средств (83,34% от всего прироста М2), в то время как рост наличности обеспечивает только 16,16% прироста М2. Т.е. налицо, снижение роли наличности в экономике РФ, что есть позитивным моментом в борьбе с теневой экономикой. Если на 01.01.2008 года удельный вес наличных денег в денежной массе РФ составлял 31,05%, то на 01.01.2018 его доля снизилась до 20.08%. Т.е. в современной структуре денежной массы почти 80% приходится на безналичные средства, при этом наблюдается устойчивая тенденции ее увеличения.
4. На начало 2014 года ключевая ставка составляла 5,5%, но за год выросла до 17%. Т.е. в течение 2014 года Банк России поступательно ужесточал денежно-кредитную политику, что, собственно, и стало ответом на беспрецедентные антироссийские санкции. Необходимо отметить, что инфляция по итогам 2014 года перешагнула отметку в 11%, а по итогам 2015 года составила максимальное значение за последние семь лет – 12,91%. Очевидно, что в 2015 – 2016 гг. с раскручиванием инфляционной спирали Банк России последовательно ужесточал денежно-кредитную политику. Инструментом служило повышение ключевой ставки, результатом стало замедление темпов приросты денежной массы, что собственно и стало фактором снижения интенсивности инфляционных процессов в экономике РФ. По мере ослабления инфляционных процессов, Банк России, понижая ключевую ставку начал поступательно смягчать денежно-кредитную политику.
5. Ключевым вызовом для бюджетной политики в ближайшие три года будет эффективная реализация объективных требований по обеспечению темпов экономического роста выше среднемировых. В тоже время на приоритетные государственные программы выделяются относительно скромные суммы, и поэтому на первый план будет выходить масштабное детальное планирование, способное выявить действительно ключевые точки экономического роста. Инвестирование в данные проекты способно дать синергетический эффект, и таки обеспечить необходимые темпы диверсификации и роста экономики РФ. На основании проведенного в работе корреляционно-регрессионного анализа, можно сделать вывод о том, что рост ВВП тесно корреллирует с приростом денежной массы. Поэтому Банку России, для стимулирования развития реального сектора экономики рекомендуется проводить стимулирующую денежно-кредитную политику, продолжая снижать ключевую ставку и повышать ликвидность денежной системы РФ, естетсвенно на забывая таргетировать инфляцию

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ