Влияние сказки на развитие творческого воображения младших школьников

Цели и задачи

Цель исследования – разработать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения младших школьников средствами сказки.

Введение и актуальность


Исследователями доказано, что сказки способствуют развитию сотрудничества ребенка и взрослого; формируют потребность ребенка в общении; развивают способность понимать взрослого; упражняют ребенка в подражании взрослому; развивают умение действовать по образцу взрослого, что важно на первых этапах развития.
Проанализировав влияние сказки на развитие детей, А.Г. Асмолов определил следующие функции, которые несет в себе сказка. К ним относятся [2]:
- культурологическая – заключается в том, что сказка является объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития;
- гуманизирующая – данная функция просматривается в том, что она создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей;
- воспитательная – заключается в воспитании сознательного отношения детей к ценностям этого мира, а также способна отражать ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Поэтому сказка всегда отражает общечеловеческие ценности, характерные для всех стран и народов: материнство, добро;
- креативная – выступает в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Этот аспект используется в образовательном процессе, когда ставится задача активизации творческих способностей ребенка;
- когнитивная – заключается в изучении знаний о мире с помощью предметно-пространственной среды на этом обобщении образов и восхождении мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному;
- информационная – заключается в том, что являясь источником информации об окружающем мире;
- функциональная – позволяет ребенку узнать функции назначения многих сложных вещей раньше, чем он сможет понять слова, которые характеризуют ту или иную функцию вещи;
- образовательная – заключается в использовании сказки как дидактической единицы в обучении различным учебным предметам.
Важно акцентировать внимание на следующих условиях применения сказки [24]:
- обобщение знаний ;
- многофункциональность использования сказок;
- использование методов и средств, направленных на создание положительного, эмоционального фона, обеспечивающего практическую деятельность детей (с включением вариативных, проблемных, творческих заданий) и освоение общих способов деятельности.
Н.А. Шинкарева предлагает организовывать занятия с детьми таким образом, чтобы позволять детям не только обрести конкретные навыки, но и познакомить их с культурой и историей своей страны, что очень важно для детей [26].
Соглашаясь с мнением А.В. Сергеевой, мы можем сказать, что сказка пробуждает у детей знание об окружающей действительности.
В процессе применения сказок в процессе воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста педагогу необходимо [20]:
- формировать взаимосвязь сказки с каким-либо персонажем с целью развития нравственной позиции у детей;
- составлять задания, используя сказочные мотивы и вводя народные игрушки;
- для проведения внеклассной работы со школьниками также можно организовать кукольный театр с самостоятельным изготовлением русских народных игрушек с позиции персонажей сказок;
- организовать цикл бесед по прочитанным сказкам.
Итак, сказка является средством развития ребенка. Сказка имеет ряд функций:
- воспитательная;
- креативная;
- когнитивная;
- информационная;
- функциональная;
- образовательная.

Заключение и вывод


Анализ литературы по проблеме исследования показал, что воображение представляет собой процесс создания определенных мысленных или материальных образов.
Специфика творческого воображения детей младшего школьного возраста заключается в том, что воображение детей в этом возрасте становится вполне управляемым, становится самостоятельным, отделяясь от практической деятельности.
Сказка как средство развития творческого воображения младших школьников представляет собой форму для интеграции личности, развития воображения, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказка учит ребенка ненавязчиво, не напрямую. Она в интересной форме рассказывает о приключениях других людей или сказочных героев, а выводы ребенок уже делает сам, соотнося получаемую информацию со своим жизненным опытом.
Сказка обладает огромным иллюстрационным потенциалом, что благоприятно отражается на развитии воображения, поскольку дети могут просматривать иллюстрации, анализировать их, а затем создавать свои работы, что благоприятно отражается на специфике проводимой работы по развитию творческого воображения.
Нами выделены следующие направления работы со сказкой:
1.Использование сказки как метафоры.
2.Рисование по мотивам сказки.
3. Активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека.
4. Проигрывание эпизодов сказки.
5. Переделка или творческая работа по мотивам сказки.
6.Элементы ТРИЗ (проблемные ситуации, вопросы, игровые задания, игры-экспериментирования).
При использовании метода сказки с целью развития творческого воображения можно предложить следующий алгоритм работы:
Чтение сказки (выразительное чтение, чтение по ролям, различные формы пересказа).
Рисование по мотивам сказки наиболее значимого для них отрывка.
Творческое рассказывание по картинкам или составление детьми киносценариев по сюжету сказки.
Введение в сюжет сказки нового героя.
Изменение сказочной развязки и т.д.
Во второй части представлена экспериментальная работа по развитию творческого воображения младших школьников посредством сказок.
В исследовании принимало участие 20 детей (12 мальчиков и 8 девочек) в возрасте 9-10 лет.
Методики исследования:
1. Методика « Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
Цель - диагностика воображения детей младшего школьного возраста в рамках способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации.
2. Методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
Цель – диагностика способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
3. Методика «Изучение уровня развития воображения» (Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина).
Цель – диагностировать уровень развития воображения детей.
Экспериментальная работа по развитию творческого воображения младших школьников посредством сказок позволила определить, что:
- у детей преобладает средний уровень способности – 45%;
- 50% детей имеют средний уровень развития способности переносить свойства знакомого предмета в новую ситуацию;
- 40% детей показали средний уровень развития воображения.
Практическое применение сказок в рамках развития творческого воображения детей базируется на следующих занятиях:
Занятие № 1. Чтение сказок.
Занятие № 2. Пересказ сказки по ролям.
Занятие № 3. Рисование своего героя сказки.
Занятие № 4. Составление собственной сказки.
Занятия систематичны и последовательны, что отражает сущность работы по развитию творческого воображения.
В процессе развития творческого воображения младших школьников важно уделять особое внимание следующим моментам, которые необходимо использовать:
психологическая поддержка;
подкрепление;
ободрение;
анонсирование.
В рамках использования сказок важно акцентировать внимание на следующих принципах, позволяющих в полной мере реализовать их потенциал:
• Принцип разнообразия сказок.
• Принцип архитипизма (традиционности).
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип учета возраста.
• Принцип комплексности, т. е. связи с другими методами формами работы.
По итогу проведенной работы нами было акцентировано внимание на теоретическом анализе проблемы исследования, а также на практической работе, ориентированной на диагностику уровня творческого воображения с последующей разработкой занятий, направленных на применение сказок.
Реализованная работа позволила достичь цели исследования, а также реализовать представленные задачи.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ