Возможности использования диалога и учебной дискуссии в преподавании…

Цели и задачи

Целью курсовой работы, ввиду вышеизложенного, является совершенствование применения диалога и учебной дискуссии в классах начального образования, реализующих программу ФГОС НОО ОВЗ.

Введение и актуальность


Учебная дискуссия представляет собой одну из форм проблемного диалога, имеющую более четкий регламент взаимодействия сторон, нежели при диалоге в общем виде. Учебная дискуссия как метод активного обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем в рамках образовательного процесса взгляды обучающихся либо отражают их собственные мнения, либо опираются на мнения других лиц (авторитетных по заданной проблеме).
Главная функция учебной дискуссии — «стимулирование познавательного интереса». Учебная дискуссия решает в рамках образовательного процесса следующие задачи:
приобретение новых знаний,
формирование собственного мнения по проблеме,
умение отстаивать свою позицию,
способность уважительно относиться к оппонентам в сложной коммуникативной ситуации
умение считаться со взглядами других.
Этот метод целесообразно использовать, если учащиеся имеют необходимые знания по теме предстоящей дискуссии, обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Поэтому к дискуссии надо предварительно готовить учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная — в выборе формы изложения этих знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, противоречивой.
Однако многие педагоги считают, что использование учебной дискуссии оправдано уже в начальной школе. Так, Кашинская Л.Н. пишет, что учебная дискуссия для младших школьников «необходима как способ создания противоречий и «втягивания» детей в них, т. е. создания условий для выделения и осознания детьми этого противоречия» . Вертиева В.М. считает применение учебных дискуссий оправданным со второго класса с целью «развития критического мышления школьников, формирования их коммуникативной и дискуссионной культуры». При этом ведущее место должно отдаваться занимательности и развитию познавательного интереса детей.
Учебная дискуссия, как было указана выше, является более регламентированным методом обучения, поэтому она проводится в несколько этапов (рисунок 3).

Заключение и вывод


Цель курсовой работы является достигнутой: даны рекомендации по совершенствованию применения диалога и учебной дискуссии в классах начального образования, реализующих программу ФГОС НОО ОВЗ.
В ходе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Изучена методология применения диалога и учебной дискуссии в современном образовательном процессе;
Проанализирована практика применения диалога и учебной дискуссии в классах начального образования Школы №5 г. Чайковского, реализующих программу ФГОС НОО ОВЗ;
Разработаны рекомендации по повышению эффективности применения диалога и учебной дискуссии в классах начального образования Школы №5 г. Чайковского, реализующих программу ФГОС НОО ОВЗ;
Доказана эффективность разработанных рекомендаций.
Проведенный анализ теоретической литературы и данных эмпирических исследований показал, что применение диалога и учебной дискуссии в образовании оправдано и целесообразно. Более того, без применения коммуникативных технологий обучения, основанных на диалоге, невозможно комплексное развитие обучаемого, которое включает как получение предметных знаний, так и развитие метапредметных компетенций и развитие личности. Оправдано и полезно применение как диалога, так и учебной дискуссии при обучении детей с ОВЗ уже в начальных классах. Именно коммуникативные технологии диалога и учебной дискуссии позволяют развить коммуникативные навыки учеников и обучить их поведению в сложных коммуникативных ситуациях, требующих аргументации, отстаивания своей позиции при уважительном отношении к собеседнику. Кроме того, диалог и учебная дискуссия позволяют облегчить знакомство ученика с новым материалом и ускорить закрепление уже пройденного материала по предмету.
Анализ практики применения диалога и учебной дискуссии в начальных классах коррекционной Школы показал, что данные коммуникативные технологии применяются не с максимальной эффективностью.
Для повышения эффективности применения диалога при работе с детьми с ОВЗ в начальной школе важно разнообразить число форматов диалога, включив такие форматы как «учитель-ученик», «ученик-класс», «ученик-ученик». Именно данные форматы позволяют максимально полно изучить коммуникативное поведение каждого ребенка и реализовать индивидуальный подход на практике. Также важно сместить фокус учителя, повысив самостоятельную ценность диалога как технологии развития метапредметных навыков и развития личности ребенка с ОВЗ.
Для повышения интенсивности применения учебной дискуссии при работе с детьми с ОВЗ важно повысить интенсивность применения технологии. Облегчить работу учителя можно за счет регулярной проработки разработанного комплекса упражнений, а также за счет включения в этап ориентации эмоционально окрашенных приемов. В качестве подготовительной работы для освоения новых коммуникативных ситуаций разработан комплекс упражнений.
Диагностика коммуникативных УУД у детей экспериментальной и контрольной группы до и после коррекции свидетельствует о значимо позитивной динамике.
Анализ результатов диагностики показывает, что активное применение диалога и дискуссии в обучении детей с ОВЗ позволяет не столько резко повысить уровень развития коммуникативных УУД, сколько сгладить различия в уровне коммуникативных УУД у детей в классе. Общаясь и дискутируя, дети ориентируются на лучших коммуникаторов своего класса, перенимая у них определенные образцы речевого поведения. Поэтому в экспериментальной группе не осталось детей с крайне низким или низким уровнем развития коммуникативных УУД ни по одной из трех методик, уровень всех учеников дошел до среднего, что является отличным показателем. Дальнейшее развитие коммуникативных УУД до высокого уровня (с учетом отставания в развитии) возможно при реализации адресных программ.
Заложение основ поведения в коммуникативных ситуациях проблемного диалога и учебной дискуссии в начальной школе подготовит мощный фундамент для плодотворного диалогического общения в средней школе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ