Особенности семейного воспитания детей с различными нарушениями речи

Цели и задачи

Целью курсовой работы является исследование особенностей семейного воспитания детей с различными нарушениями речи.

Введение и актуальность


Нарушения, имеющие место в лексико-грамматической и фонетико-фонематической системе, выражаются в общем недоразвитии речи. Согласно общепринятому в логопедии определению под общим недоразвитием речи понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы при первично сохранном слухе и интеллекте[8].
Под нарушением речи понимаются различные достаточно сложные расстройства речевых функций, при которых у ребенка нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при нормальном интеллекте и слухе[18]
Теоретическое обоснование нарушения речи впервые было сформулировано в 50-60 года 20 века в результате исследований разнообразных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. Отклонение в формирование речи с этого момента стало рассматриваться как нарушение развития ребенка, которое протекает по законам иерархического строения психических высших функций. С позиций системного подхода решался вопрос о структуре разных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов системы речи[18].
Нарушение речи может наблюдаться при различных наиболее сложных формах речевой патологии ребенка: ринолалии, афазии, дизартрии, алалии, - в тех случаях, когда одновременно выявляются проблемы фонетико-фонетического развития и недостаточность словарного запаса грамматического строя. У детей с нарушением речи, несмотря на разную природу дефектов, наблюдаются некоторые типичные проявления, которые указывают на системное нарушение в области речевой деятельности. Среди ведущих признаков наблюдается позднее начало речи: первые слова появляются лишь к возрасту 3-4 лет, а иногда и вовсе в 5 лет. Речь фонетически недостаточно оформлена, аграмматична. Среди наиболее выразительных показателей нарушения речи является отставание экспрессивной речи при благополучном (относительно), на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная активность речи, которая, без специального обучения, с возрастом вовсе резко падает. Речь этих детей малопонятна. Но к своему дефекту, однако, дети довольно критичны[7].
Неполноценная речевая деятельность может оставить отпечаток на аффективно-волевой, интеллектуальной и сенсорной сфере. Отмечается так же недостаточная устойчивость во внимании, ограниченные возможности в распределении внимания. При относительно сохраненной логической, смысловой памяти у детей страдает продуктивность запоминания, снижена вербальная память. Они забывают различные сложные инструкции, элементы, а так же последовательность заданий[23].
У слабых дошкольников так же замечается и низкая активность припоминания, которая может сочетаться с ограниченными возможностями развития детской познавательной деятельности.
Связь между нарушениями речи и другими сторонами развития психики ребенка обуславливает некоторые специфические особенности мышления.
Одновременно с общей соматической ослабленностью им присуще также и некоторое отставание в развитии двигательной сфере, характеризующееся плохой координацией движений, снижением ловкости, скорости движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений. Выявляются так же наибольшие трудности и при выполнении требуемых движений словесными инструкциями.
Дети с нарушением речи в среднем дошкольном возрасте отстают от нормального развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных заданий по временным и пространственным параметрам, они опускают составные части, нарушают последовательность элементов движения. К примеру, передача мяча с небольшого расстояния, перекатывание его из руки в руку, удары об пол с одновременным попеременным чередованием, ритмичные движения под музыку, прыжки на левой и правой ноге[32].
У таких детей в возрасте 4-5 лет может обнаруживаться несформированность координации пальцев рук, кисти, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается так называемое «застревание» в одной позе», замедленность.
Правильная оценка неречевых процессов обязательно нужна для выявления закономерностей развития детей с нарушением речи, которое является атипичным, а то же время для определения компенсаторного их фона.
Р.Е. Левиной и ее сотрудниками в 1969 году была разработана периодизация проявлений общего нарушения речи у детей: от отсутствия каких-либо речевых средств общения до полностью развернутой формы речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Подход, выдвинутый Р.Е. Левиной, дал возможность отойти от описания только отдельных проявлений недостаточности речи и представить полную картину аномального развития детей по целому ряду параметров, которые отражают состояние коммуникативных процессов и языковых средств. На основании структурно-динамического поэтапного изучения аномального развития речи так же раскрыты и специфические закономерности, которые определяют переход к высокому уровню развития от низкого[18].
Каждый уровень может быть охарактеризован некоторым соотношением первичных дефектов и вторичных проявлений, которые задерживают формирование речевых компонентов, зависящих от него. Переход от одного уровня на другой определяется появлением языковых новых возможностей, изменением мотивационной основы речи, повышением речевой активности, предметно-смысловым содержанием, мобилизацией компенсаторного фона.
Существует достаточно много классификаций нарушений речи, но мы решили рассмотреть подробно только две, авторами которых являются Е. М. Мастюкова и Р.Е. Левина. По мнению Е. М. Мастюковой, среди детей с нарушением речи можно выделить три основные группы[23]:

Заключение и вывод

В педагогической литературе под семейным воспитанием понимается процесс педагогического взаимодействия всех членов семьи с детьми для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
Семейное воспитание - это осознанные усилия по формированию личности и развитию психики ребенка, которые предпринимаются старшими членами семьи, и направлены на то, чтобы младшие члены этой семьи соответствовали имеющимся у старших представлением о том, каким должен быть и стать их ребенок.
Нарушения речи у детей по своим проявлениям многообразны. Ряд недостатков относятся только к произношению, другие, затрагивающие процессы фонемообразования, воплощаются не только в дефектах произношения, но также в сложностях звукового анализа.
Неполноценная речевая деятельность может оставить отпечаток на аффективно-волевой, интеллектуальной и сенсорной сфере. Отмечается так же недостаточная устойчивость во внимании, ограниченные возможности в распределении внимания. При относительно сохраненной логической, смысловой памяти у детей страдает продуктивность запоминания, снижена вербальная память. Они забывают различные сложные инструкции, элементы, а так же последовательность заданий.
Родители, воспитывающие детей с речевыми нарушениями, характеризуются склонностью воспринимать ситуации фрустрации как непосредственную угрозу их личности, доминированием враждебных реакций как защитного механизма, эмоциональной незрелостью, а также снижением уровня ответственности и поисковой активности, способствующих снятию напряженности в межличностных отношениях и повышению конструктивности поведения в конфликтных ситуациях
Эмпирическое исследование проводилось на базе ДОУ детский сад- начальная школа «Сказка» г. Вязьма. В ходе исследования участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР IIIуровня), посещающие группу дневного пребывания, и их родители (лица их заменяющие).
По результатам исследования семей с точки родителей и педагогов нами было выявлено, что 80% (8 семей) оценили интегральное эмоциональное отношение к ребенку как «Принятие», а 20% (2 семьи) –как «Отвержение»; 100% (10 семей) набрали по шкале «Кооперация» высокие баллы, т.е. родители заинтересованы в делах и планах ребенка, помогают и сочувствуют ему; 50% (5 семей) –по шкале «Симбиоз» показали высокие баллы, т.е. родители стремятся к симбиотическимотношениям с ребенком; 50% (5 семей) –набрали высокие баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация», тем самым в родительских отношениях отчетливо просматривается авторитаризм; 10% (1 родитель) приписал своему ребенку личную и социальную несостоятельность («Маленький неудачник»).
В целом, результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод, что практически в каждой семье нарушены детско-родительские отношения, что обусловливает необходимость проведения коррекционной работы.
В результате исследования были составлены рекомендации для родителей, заключающиеся в работе по следующим направлениям:
•просвещение родителей и других членов семьи с целью расширения представлений об особенностях развития детей с речевыми нарушениями и методах коррекционно-развивающей работы с ними
•осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в работе с учетом уровня родительской мотивации
•составление и реализация совместно с родителями индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи ребенку;
•формирование полных представлений у родителей о речевой недостаточности ребенка, оказание им консультативной помощи по вопросам обучения, воспитания детей.
Таким образом, цели курсовой работы достигнута, все задачи решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ