Толерантность среди подростков

Подростковый возраст является самым проблемным возрастом в отношении формирования толерантного поведения. Так выдающиеся психологи Л. Выготский, А. Петровский, Д. Эльконин выделяют подростковый возраст как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Система ценностей подростка, основанная на дуализме добра и зла, жестка и бинарна.
Как отмечает Г.К. Азаматова, Именно в подростковом возрасте обнаруживается своего рода «зазор» между толерантностью типа «А» и толерантностью типа «Б»: подросток уже не способен к тому типу принятия, которое было характерно для ребенка и еще не способен к тому терпению, которое характерно для взрослого.
Ю.И. Еременкова утверждает, что подросток не умеет еще контролировать свои эмоциональные порывы, имеет высокий уровень тревожности, это делает его не успешным и  не толерантным в  общении и социальных контактах [6].
Исследователь Ю. Богинская указала, что в период подросткового самосознания и самостановления личности происходит условное деление социальной среды на группы «Чужие» и «Свои». При определенных условиях, учитывая юношеский максимализм, это может служить основой для развития интолерантных черт личности, поскольку категория «Свои» приобретает однозначно положительных черт, а «Чужие» превращаются в явно негативную категорию, что неизбежно приводит к поиску врага [4].
Так же проблемным моментом является не только деление на «Чужих» и «Своих», а также использование ненормативной лексики, проявление вербальной агрессии и предубежденности по отношению к другим людям.
Так исследователь И.А. Дроздецкая отмечает, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения [5].
Формирование толерантности в подростковом возрасте происходит только в том случае, если индивид приходит к осознанию социальной относительности этических норм и жизненных ценностей.
Подавляющее большинство подростков характеризуются средним уровнем толерантности — в некоторых случаях они поступают в соответствии с данным принципом, в других — ведут себя интолерантно. Полученный результат объясняется тем, что на данном этапе возрастного развития еще не до конца сформированы морально-нравственные установки личности, системы ценностных ориентиров, представления о должном и недолжном.
В связи с этим, поведенческие проявления подростков пока еще ситуативны, во многом зависят от конкретных особенностей той или иной ситуации.
Основными рекомендациями по совершенствованию толерантности подростков являются формирование у них когнитивной основы этнотолерантного сознания, межэтнических аксиологических установок; демонстрация подросткам толерантных образцов поведения; расширение возможностей образовательных учреждений для интенсивного межнационального и межкультурного взаимодействия подростков различной этнической принадлежности; активизация самостоятельной деятельности подростков; развитие межэтнической компетентности педагогов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ