Экономические реформы 2000-х годов в России

Что касается частных банков, то в течение нескольких последних лет Центральный банк проводит линию на массовый отзыв лицензий у банков, в основном у относительно небольших частных региональных банков, не предоставляя им возможности осуществить нормальную санацию. Поэтому сейчас многие частные банки чувствуют себя неуверенно.
Одна из главных причин сложившейся ситуации в том, что с самого начала российских реформ из-за высокой инфляции и политики Центрального банка ссудная ставка кредита, «цена денег», была двузначной величиной. Поэтому кредитование у нас не получило того развития, которое свойственно рыночной стране, где обычно сумма кредитов банка существенно превышает объем внутреннего валового продукта (у нас она составляет менее половины ВВП).
Как следствие, в России не хватает банковских средств для значительного увеличения инвестиционных ресурсов. Поэтому крупные организации до введения финансовых санкций предпочитали брать «длинные» деньги за рубежом, у иностранных банков и инвесторов.
В 2010–2013 гг., например, корпоративный долг наших предприятий и организаций перед иностранными инвесторами увеличился на 270 млрд долл., что свидетельствует о баснословных займах с зарубежных счетов. При этом Центральный банк, несмотря на снижение инфляции, сохраняет огромный разрыв между реальным уровнем инфляции и своей ключевой ставкой. Например, в октябре 2017 г. инфляция (рост потребительских цен) составила по отношению к прошлому году 2,7%, ключевая ставка была на уровне 8,25%, а ссудная ставка (самая низкая по ипотеке) достигала 10,5%, т. е. была в 3–4 раза выше уровня инфляции6. В развитых странах в это время ставка рефинансирования ЦБ была ниже уровня инфляции (инфляция у них составляла 1,5–2%, а ставка рефинансирования банков – 1%). В постсоциалистических странах – в Польше, Венгрии и в др. странах – процентные ставки тоже находятся в пределах 1–3%, в Китае – 4%. Ну как мы можем соревноваться с этими странами, имея в несколько раз более дорогие деньги? У предприятий нет возможности их использовать для инвестирования, поскольку прибыль предприятия оказывается ниже размеров взносов, которые нужно платить по этим ставкам.
Отсутствие «длинных» денег в России привело к крайне низкой норме инвестиций в основной капитал в составе ВВП (17% в 2016 г.).
Большинство развитых стран имеет норму инвестиций в основной капитал около 20% ВВП. Что касается развивающихся стран, то при этих сравнениях надо учесть, что норма инвестиций в основной капитал в составе ВВП в развивающихся странах почти вдвое выше, чем в России, составляя в среднем 30–35%.
Следует особо отметить тот факт, что структура финансовой системы в России деформирована: все деньги сосредоточены в основном в бюджете и в банках. В стране рыночные фонды «длинных» денег – инвестиционные, пенсионные, страховые, паевые, ипотечные, венчурные – существуют пока лишь формально, а все их средства составляют лишь десятую часть от банковских активов, что в несколько раз меньше, чем в развивающихся странах, и в 10 раз меньше, чем в развитых странах.
Валютный рынок страны также не развит, поскольку наша валюта не является конвертируемой, а тем более резервной. Рубль коренным образом отличается не только от доллара, евро и фунта стерлингов, но и от китайского юаня, и от японской иены. В России очень высока корреляция между валютным курсом страны и экспортной ценой на нефть, являющейся нашим главным экспортным товаром. Когда экспортная цена на нефть в 2014–2016 гг. снизилась со 110–115 долл. За баррель до 30–60 долл. за баррель, курс доллара в рублях подскочил с 31 до 55–75 руб. Ни одна валюта нефтедобывающих стран, где в экономике доля нефти выше, чем в России, столь тесной зависимости не имеет (в арабских странах, которые фактически живут на нефти, валюта относительно стабильна).
Фондовый рынок России, значительная часть которого покрывается «короткими» российскими деньгами, а другая часть – «короткими» деньгами развитых стран, также является крайне волатильным.
К тому же он просто мал в объемном отношении, поскольку большинство открытых акционерных обществ в России на фондовый рынок не вышли. Не случайно поэтому в финансовый кризис 1998 г. в результате дефолта наш фондовый рынок сократился в 10 раз, чего не было ни с одним фондовым рынком в мире. В кризис 2008–2009 гг. российский фондовый рынок сократился в 4,5 раза, в то время как рынок Америки – в 2 раза, а в других стран – в 2,5 раза. Все другие фондовые рынки давно восстановились и значительно превзошли докризисный объем.
Рынок капитала в России, по существу, отсутствует, хотя какие-то его элементы есть. Но не более того. Разные отрасли производства в России резко различаются по прибыльности. Однако капитал очень слабо привлекается, для того чтобы нивелировать эту разницу, увеличить производство товаров и услуг там, где прибыльность выше.
Отсутствие рынка капитала – упущенная возможность для экономического роста, так как экономический рост опирается либо на рынок капитала для финансирования основного капитала, либо на государственную поддержку высокотехнологичного производства, на вложения в человеческий капитал и в «экономику знаний» (НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение).
Механизм регионального развития. Самым слабым местом в России является хозяйственный механизм регионального развития.
Россия – федеральная страна, где в двух столичных городах – в Москве и Санкт-Петербурге – проживает немногим более 10% населения8. Так что подавляющая часть основных фондов и человеческого капитала находится в других регионах. Поэтому для нашей страны, занимающей обширные территории, решающее значение имеет инфраструктура, скорость передвижения и сохранность грузов, транспорт и логистика.
К сожалению, в Российской Федерации практически отсутствуют двухсторонние автострады, скоростные железные дороги, собственное производство основных транспортных средств, начиная от автомобильных траков, перевозящих большую часть грузов, до собственных самолетов. Лишь недавно у нас восстановлено производство тепловозов и электровозов. Кроме того, в России нет крупных логистических центров, даже в больших городах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга).
При таких пространственных масштабах нашей страны все капиталы стянуты к ее центру – 60% денежных средств и банковских активов находятся в Москве и частично в Санкт-Петербурге. Вся остальная территория, где проживает почти 90% населения, во многом финансируется из филиалов столичных банков и за счет трансферта средств из федерального бюджета. Причем около 90% регионов находятся на дотации – на самом плохом, антистимулирующем механизме социально-экономического развития.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ