Сравнительный анализ нарушений звукопроизношения у детей с дислалией и стертой дизартрией

Цели и задачи

цель данной курсовой работы.

Введение и актуальность


В специальной литературе при описании данного речевого расстройства используются термины «сложные формы дислалии» (Л.В. Мелехова, О.В. Правдина), «артикуляторная диспраксия», «центральная, органическая или усложнённая дислалия» (Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская); «минимальные дизартрические расстройства» (И.Б. Карелина), «дизартрический компонент» (Л.В. Гуменная). Термин «стёртая дизартрия» впервые был предложен О.А. Токаревой (1969), которая характеризует её проявления как лёгкие (стёртые) проявления псевдобульбарной дизартрии, отличающиеся особой трудностью преодоления.
М.П. Давыдова определяет стёртую дизартрию следующим образом: «Нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к лёгкой стёртой псевдобульбарной дизартрии». Автор отмечает, что стёртая дизартрия в настоящее время преобладает в детской логопедической практике. Недостатки произношения при данном расстройстве носят самый разный характер, и все же основной их признак - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи [2].
Нерезко выраженный дизартрический компонент обусловлен избирательной неполноценностью иннервации мышц губ, языка, мягкого неба. Такое состояние может быть вызвано органическим поражением различных отделов ЦНС во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периоде. Предпосылками для возникновения настоящего речевого нарушения выступают:
Осложнения гестации. Наличие у беременной токсикоза, артериальной гипертензии, нефропатии, иммунологической несовместимости, гестационного диабета и других патологий приводит к фетоплацентарной недостаточности. В результате плод страдает от дефицита кислорода и питательных веществ, следствием которых являются внутриутробная гипоксия и задержка развития.
Внутриутробные инфекции. Негрубые поражения ЦНС плода обычно происходят при инфицировании в третьем триместре гестации. Для последующего развития речевой моторики опасность представляют врожденная герпес-инфекция, цитомегалия, гепатиты, токсоплазмоз и др. [13].
Патологическое течение родов. Данная группа риск-факторов включает затяжные или стремительные роды, длительный безводный период, легкую асфиксию новорожденного. Акушерские операции с применением щипцов, вакуум-экстракции увеличивают опасность внутричерепной родовой травмы у младенцев.
Заболевания доречевого периода. Повреждение ЦНС в первый год жизни может быть обусловлено поствакцинальными осложнениями, а у непривитых детей - тяжелым течением инфекционных заболеваний (гриппа, краснухи, менингококковой инфекции и др.), осложненных менингитом или энцефалитом.
Дети с легкими дизартрическими нарушениями в раннем возрасте обычно наблюдаются у детского невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, проходят курсы фармакотерапии и массажа. Развитие ребенка после года в основном протекает благополучно, он снимается с диспансерного учета. Иногда в более старшем возрасте обнаруживаются признаки минимальной мозговой дисфункции[15].
Чтобы диагностировать дизартрию, и исключить другие патологии, необходимо провести всестороннее обследование. Ребенка вместе с родителем направляют на консультацию к логопеду, на прием к неврологу и ЛОРу.
Для создания полной картины заболевания, важно рассмотреть структуру дефекта и перечислить симптомы дизартрии:
1. Нарушено речевое дыхание. В момент речи оно может учащаться. Проявляется в недостаточной глубине дыхания.
2. Нарушена подвижность артикуляционных мышц. От незначительных изменений до полной невозможности движений.
3. Специфическое нарушение произношения звуков. Как искажения, так и замены, смешения.
4. Нарушена просодическая сторона речи. Замечается слабая выраженность голосовых модуляций или их отсутствие. Голос слабый, тихий и монотонный.
5. Низкий уровень эмоциональности.
6. Наличие вегетативных расстройств. Чаще всего проявляется в гиперсаливации.
7. Повышен глоточный рефлекс.
8. Нарушена мелкая моторика и координация. Отмечаются скованность и недифференцированные движения.
9. Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
10. Наличие синкинезий.
При логопедическом обследовании специалисту следует изучить медицинскую карту ребенка, произвести сбор анамнеза и сделать анализ результатов обследования и заключения невролога. Обследование ребенка с дизартрией включает в себя:
- изучение состояние общей моторики,
- изучение функциональных особенностей пальцев и кистей рук,
- оценку особенностей развития познавательной деятельности,
- обследование артикуляционного аппарата,
- оценку понимания обращенной и собственной речи,
- изучение фонетико-фонематического строя речи.

Заключение и вывод


Таким образом, проведение качественной дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста необходимо с целью постановки грамотного логопедического заключения.
Изучив основные положения дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии в отечественной логопедии, можно сделать следующие выводы:
1. стертая дизартрия и дислалия очень схожи по внешним проявлениям, но причины возникновения данных речевых нарушений, а также их механизмы различаются.
Так, при обследовании детей со стертой дизартрией в отличие от детей с дислалией, у первых обнаруживаются неблагоприятные факторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе; речевой дефект связан не только с неправильным произношением отдельных звуков или групп, но и с нарушением просодической стороны речи и лексико-грамматического строя речи. При этом фонетические нарушения у детей со стертой дизартрией находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции;
2. при стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт;
3. в отличие от дислалии, при стертой дизартрии процесс автоматизации звуков затруднен и растянут во времени, а также необходимо проведение специальной комплексной коррекционной работы, которая включает массаж, ЛФК, специальную артикуляционную гимнастику, массаж артикуляционного аппарата, работу над речевым дыханием, над развитием голоса, обучение выразительности, интонированию, правильному логопедическому ударению.
Таким образом, проведение комплексного обследования, учет анамнестических сведений, обстоятельств раннего развития детей, обследование особенностей фонационного дыхания и просодических компонентов в процессе спонтанной организованной или неорганизованной речи, учет психологических особенностей личности каждого ребенка, событий, происходящих в его семье, а также комплексный подход к оценке параметров дифференциальной диагностики позволят логопедам вывести логопедическое заключение, соответствующее структуре речевой недостаточности, а значит разработать эффективные индивидуальные программы логопедической коррекции стертой дизартрии и дислалии у старших дошкольников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ