Особенности классического танца в хореографической подготовке в спортивных танцах

Как уже было указано выше, одной из главных составляющих классического тренажа является экзерсис, который представляет собой систему групп движений у станка и на середине зала. Он предполагает выработку следующих качеств, необходимых для танцора: выворотность и сила ног, правильная постановка корпуса, головы и рук, устойчивость, координация движений.
Танцорам-спортсменам необходимо начинать изучение классического танца с постановки корпуса, а также изучения основных позиций рук и ног. По поводу того, каким движением необходимо начинать экзерсис у станка, есть разные точки зрения. Итальянский теоретик и практик танца К. Блазис и выдающийся российский педагог А.Я. Ваганова придерживались мнения, что экзерсис у станка следует начинать с plie, которое является достаточно простым движением и позволяет танцовщику «разогреться» и подготовиться к выполнению более сложных элементов.
Однако классический тренаж в процессе подготовки танцоров-спортсменов целесообразнее начинать с demi-plie и grand plie, сочетая их с разными видами port de bras. В работу необходимо одновременно включать ноги и весь корпус. Demi-plie растягивает ахиллово сухожилие, подготавливая стопу для дальнейшей нагрузки. Grand plie растягивает и укрепляет мышцы, способствующие развитию выворотности бедра.
Классический тренаж позволяет не только тренировать мышцы, но и растягивать их. Как указывает хореограф Е.В. Селюкова, «в процессе классического тренажа… «работают» все слои мышц, даже самые глубокие и мелкие, здесь же идеальная тренировка для ягодичных мышц, а упражнения для развития нижней выворотности ног быстро придадут стопам идеальную форму».
Упражнения классического экзерсиса должны исполняться на занятиях коллектива спортивного бального танца в точном соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке классических танцовщиков, однако demi plie и grand plie также будет целесообразно выполнять по первой и второй параллельным позициям.
Важнейшими элементами для танцоров-спортсменов являются battement tendu и battement tendu jete. Данные упражнения позволяют выработать силу ног, эластичность стопы, закрепить правильность положения V позиции ног.
В процессе исполнения rond de jambe par terre танцоры-спортсмены закрепляют «выворотное положение бедра при поднятии ноги на 90° во всех направлениях, в сочетании с различными перегибами корпуса. Функции этого движения направлены на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которого зависит диапазон выворотности ног».
Battement fondus позволяет выработать мягкость приседаний и эластичность мышц, необходимых для выполнения прыжковых движений. Rond de jambe en l’air позволяет разработать подвижность коленного сустава и придать его связкам эластичность и силу. С помощью grand battement jete развиваются внутренние мышцы бедра и сухожилия, разрабатывается тазобедренный сустав, что является главным в развитии шага.
Во время исполнения указанных упражнений корпус должен находиться в строго вертикальном положении, кроме тех моментов, когда выполняемая комбинация требует его наклона, поворота или перегиба. Параллельно с работой над постановкой корпуса и тренировкой мышц ног вырабатывается пластичность и мягкость рук.
Как уже было указано выше, использование классического тренажа в процессе подготовки танцоров-спортсменов имеет свои специфические особенности. К примеру, у артистов балет и у танцоров спортсменов должно быть разное положение опорной ноги. Как указывает Е.В. Селюкова, «обязательным условием выполнения классического экзерсиса у артистов балета является выполнение упражнений из первой, второй, четвертой, пятой позиций ног (третья позиция считается вспомогательной)». В спортивном бальном танце такая выворотность не только не нужна, но и вредна, поскольку исполнение танцев европейской программы требует параллельной постановки стоп. В то же время, танцы латиноамериканской программы требуют выворотности. Кроме того, носок свободной ноги танцора должен быть вытянут.
Занятия классическим танцем позволяют танцорам-спортсменам свободно владеть своим телом во время исполнения латиноамериканских танцев (самба, румба, ча-ча-ча, пасодобль, джайв). Однако это вовсе не означает, что классический тренаж не требуется для подготовки к исполнению танцев европейской программы (медленный вальс, венский вальс, квикстеп, танго, медленный фокстрот). По словам Е.В. Селюковой, «в процессе классического тренажа приобретается апломб — умение сохранять в равновесии все части тела». Это качество является необходимым при исполнении европейской программы.
Одинаково важными элементами, как для классического, так и для бального танца, являются вращения. В ходе тренировок танцоров-спортсменов необходимо отрабатывать разные виды поворотов. Сначала идет изучение поворотов на двух ногах: soutenu, tours chaînes, затем – поворотов на одной ноге, к которым «относятся все виды tours из 5, 4 и 2 позиций, а также tour pique, tour с degage».
Невозможно переоценить роль классического тренажа в процессе подготовки танцоров-спортсменов. Он способствует «формированию телосложения, физической и психической собранности, развитию силы, гибкости и эластичности мышц; улучшению координации движений; развитию чувства ритма; развитию вестибулярного аппарата, устойчивости танцора на паркете и сохранению баланса в любых ситуациях». Но гораздо более важную роль классическая хореография играет в выработке специальных умений и навыков, необходимых для танцоров-спортсменов. К ним относятся координация взаимосвязанных движений ног, рук, головы, корпуса, организация выразительной пластики верхней части корпуса. Классический тренаж призван сделать тело танцора-спортсмена подтянутым, подвижным и дисциплинированным, превратить его в инструмент, которым можно управлять.
На основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
Классический танец лежит в основе подготовки всех танцоров, включая тех, кто посвятил себя спортивному бальному танцу. Но, несмотря на то, что процесс хореографической подготовки в спортивных бальных танцах базируется на классическом тренаже, перед артистами балета и спортсменами-танцорами стоят разные задачи, поэтому хореографическая подготовка последних имеет ряд характерных особенностей. Классический тренаж в подготовке танцоров-спортсменов, прежде всего, имеет практическую направленность.
Танцорам-спортсменам необходимо начинать изучение классического танца с постановки корпуса, а также изучения основных позиций рук и ног. При этом следует помнить, что для исполнения танцев европейской программы не нужна такая выворотность, какая требуется от артистов балета, поскольку они требуют параллельной постановки стоп. В то же время, танцы латиноамериканской программы требуют выворотности. Одинаково важными элементами, как для классического, так и для бального танца, являются вращения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ