Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников

Цели и задачи

Цель работы: выявление особенностей развития положительных межличностных отношений дошкольника в процессе игровой деятельности.

Введение и актуальность


Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера.
Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Для того чтобы выявлять особенности развития детских отношений необходимо понимать, в чем они выражаются, и какая психологическая реальность за ними стоит. Без этого остается непонятным - что именно нужно выявлять и воспитывать: социальный статус ребенка в группе; способность к анализу социальных признаков; желание и умение сотрудничать; потребность в общении со сверстником? Несомненно, все эти моменты важны и требуют специального внимания как исследователей, так и воспитателей. В то же время практика воспитания требует выделения некоторого центрального образования, которое представляет безусловную ценность и определяет специфику именно межличностных отношений в отличие от других форм психической жизни (деятельности, познания, эмоциональных предпочтений и пр. Эта особенность заключается в неразрывной связи отношения ребенка к другому и к самому себе.
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его Я. Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека.
В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и отношение к себе. Именно поэтому межличностные отношения (в особенности с близкими людьми) практически всегда являются эмоционально напряженными и приносят самые яркие переживания (как позитивные, так и негативные).
То же субъектно-объектное содержание имеет и отношение к другому человеку. С одной стороны, можно относиться к другому как к уникальному субъекту, обладающему абсолютной ценностью и не сводимому к своим конкретным действиям и качествам, а с другой - воспринимать и оценивать его внешние поведенческие характеристики (наличие у него предметов, успехи в деятельности, его слова и поступки и пр.). [14, c. 89]
Таким образом, отношения людей основаны на двух противоречивых началах - объектном (предметном) и субъектном (личностном). В первом типе отношений другой человек воспринимается как обстоятельство жизни человека; он является предметом сравнения с собой или использования в своих интересах.
В личностном виде взаимоотношений иной принципиально несводим к каким-либо конечным, конкретным чертам; его Я уникально, бесподобно (не имеет подобия) и бесценно (обладает безоговорочной ценностью); он может быть лишь субъектом общения и обращения. Личностное отношение порождает внутреннюю взаимосвязь с другим и различные формы вовлеченности (сопереживание, сорадование, помощь). Предметное начало задает границы личного Я и подчеркивает его отличие от иных и изолированность, что порождает конкуренцию, соревновательность, отстаивание собственных превосходств.
Кроме возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте есть весьма значительные личные варианты отношения к сверстникам. Это именно та область, где личность ребенка проявляется более ярко. Далеко не всегда отношения с иными складываются просто и гармонично. Уже в группе дошкольного учреждения присутствует большое количество инцидентов между детьми, которые являются итогом искаженного пути становления межличностных взаимоотношений. Мы полагаем, что эмоциональной основой личных вариантов отношения к ровеснику является разная выраженность и различное содержание предметного и личностного начала.
В большинстве случаев, трудности и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, вражда, зависть, злоба, ужас), образуются тогда, когда доминирует предметное, объектное начало, т. е. когда иной ребенок принимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти, как условие собственного благосостояния или же как источник должного отношения.
Данные ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Эти детские переживания могут быть источником серьезных межличностных и внутри личностных проблем уже совершеннолетнего человека. Своевременно распознать данные опасные направленности и посодействовать ребенку разрешить их - главнейшая миссия педагога, воспитателя и психолога.

Заключение и вывод

Таким образом, итоги проделанной работы показывают об эффективности использования подвижной игры в качестве формирования отношений детей дошкольного возраста, об этом говорит положительная динамика становления взаимоотношений ребят, которую возможно увидеть по заполненным протоколам.
В соответствии с этим, возможно выделить некоторые советы по применению подвижных игр для формирования межличностных взаимоотношений:
Детям предлагались главные роли, в подвижной игре, этим ребенок понимает собственную значимость и понимает ту ответственность, которая ему предоставлена, также повышается статус ребенка в глазах его сверстника.
Предоставлять ребятам большую самостоятельность в момент выбора игры, распределении ролей, выбора спортивных атрибутов и т.п. когда младенец сможет проявить собственные про социальные воздействия относительно к ровеснику, то есть показать свою эмоциональную вовлеченность, оказать помощь, уступить, сопереживать и т.п.
Предлагать ребятам игры на парное и командное взаимодействие, где у детей формируются необходимые качества (согласованность, сплоченность, оказание поддержки, сопереживание и так далее) для становления межличностных отношений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ