Сравнительный анализ картин » мадонна бенуа» «мадонна литта» Леонардо да Винчи

Цели и задачи

Цель данной работы: сравнить особенности изображения Мадонны в картинах «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», проследить, как с обретением творческой зрелости изменяется подход художника к созданию образа Мадонны.

Введение и актуальность


Период Высокого Ренессанса, когда были созданы шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана, стал кульминацией развития великой итальянской культуры. Его продолжительность невелика. Если, к примеру, Раннее Возрождение продолжалось почти столетие, то Высокое Возрождение длилось около тридцати лет. Однако, как очень точно пишет Е.И. Ротенберг, «даже в количественном отношении — в смысле обилия и крупных масштабов созданных в это время памятников искусства, не говоря уже об их высочайшем художественном уровне и колоссальном историческом значении, об этих десятилетиях можно было бы сказать, что они стоят иных веков».
Если художники Раннего Возрождения по социальному происхождению и восприятию их обществом были близки к ремесленному сословию, а их живопись сохраняла определенную условность, доставшуюся ей в наследство от иконописи, то, как замечает Е.И. Ротенберг, «великие мастера 16 в. дали пример художника нового типа — активной творческой личности, свободной от прежних мелочных цеховых ограничений, обладающей полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это люди огромных знаний, владеющие всей полнотой завоеваний культуры своего времени».
Таким образом, одной из основных особенностей культуры эпохи Возрождения стал приход на смену религиозному мировоззрению светского вольномыслия. Истинную красоту художники начали искать не на небе, а на земле, поэтому и в облике Мадонн стали изображать реальных земных женщин. Кульминацией развития итальянской культуры стал период Высокого Возрождения. В этот сравнительно короткий временной промежуток в Италии появились великие мастера, которых отличали огромные знания и широта кругозора. Первое место среди них по праву принадлежит Леонардо да Винчи.

Заключение и вывод


В искусстве итальянского Возрождения образы Мадонн занимают особое место. Они имеют мало общего с иконописным образом Богоматери, поскольку в них нашла отражение не небесная, а земная красота. Именно Леонардо да Винчи первым стал изображать Мадонн, чьи образы лишены ореола святости. Его ранняя «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») была бы похожа на юную Джульетту, если бы та осталась жива и изведала радость материнства.
Совсем иной образ матери, полный зрелой женственности и бесконечной любви к своему ребенку, был создан художником в картине «Мадонна Литта». В этой работе Леонардо использовал свою излюбленную технику сфумато, позволившую ему изобразить едва заметную улыбку на губах Мадонны.
Несмотря на то, что образы Мадонн у Леонардо выглядят вполне земными, в картинах присутствует ненавязчивая религиозная символика, связанная с образом младенца Христа. Это цветок с крестообразным соцветием, символизирующий будущие страдания Христа, в картине «Мадонна Бенуа» и щегленок, символ детства Христа, в картине «Мадонна Литта», также имеющей второе название – «Мадонна со щегленком».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ