Предметно-игровая среда как условие развития речи детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель работы – изучение влияния предметно-развивающей среды на развитие речи детей дошкольного возраста.

Введение и актуальность


Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей. Здесь важная роль отводится игрушкам, тематическое разнообразие которых напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и игровыми интересами детей. Поскольку у детей представления об окружающем мире накапливаются постепенно, то постепенно расширяется и набор образных игрушек. Исходя из этого, можно говорить о том, что игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца.
В группах образовательной организации создаются центры сюжетно-ролевых игр, например, «Магазин», «Больница», «Мастерская». Также должен быть оснащён центр театрализации, в котором должны быть ширмы, атрибуты, костюмы, различные игрушки. Необходимо наличие пальчиковых игрушек, кукольного театра, театра на фланелеграфе.
Также должны присутствовать мелкие игрушки для режиссёрских игр, настольно-печатные игры, лото, домино, различные конструкторы, предметы-заместители.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей дошкольников.
Полифункциональность  предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в полифункциональных предметов, пригодных для использования в игровой деятельности.
Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор детей. Также педагогу необходимо периодически менять игровой материал, предлагать новые предметы, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает доступность для дошкольников всех помещений, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Поскольку предметно-развивающую среду строит для детей педагог, то не всегда представления взрослого о комфорте совпадают с представлениями ребёнка. Поэтому, рассматривая предметно-развивающую среду как компонент образовательного пространства, необходимо уделять внимание на организации саморазвивающейся деятельности ребёнка. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать ребёнку поддержку в становлении чувства уверенности в себе, возможности испытывать и использовать свои способности, самостоятельность, утверждаться в себе как в активном деятеле построения собственного образа «Я».

Заключение и вывод

Развивающая среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
Основными характеристиками развивающей среды являются комфортность и безопасность обстановки; обеспечение богатства сенсорных впечатлений; обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; обеспечение возможности для исследования.
В узком смысле понятие «предметная среда» рассматривается как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, с помощью которых ребёнок при поддержке взрослого осваивает окружающий мир. Таким образом, предметно-пространственная среда предполагает понимание её как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребёнка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у неё более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
К предметно-игровой среде предъявляются определённые требования. Главным является свобода достижения ребёнком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста, а также образовательную программу, по которой работает дошкольное учреждение. Предметно-игровая среда должна быть универсальной и развивающей.
В предметно-игровую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей.
Предметно-игровая среда является важной составляющей в развитии речи детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо создавать условия, которые вызвали бы интерес и побудили к развитию речи, к речевой активности. Использование предметно-игровой развивающей среды способствует повышению общей, познавательной и речевой активности дошкольников.
Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребёнка, необходимо свободное место, позволяющее ему менять положение, например, занятия сидя на полу, движений в ходе сюжетных подвижных игр. Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо оформлять специальные уголки сюжетно-ролевых игр, создавать уголки экспериментирования, оформлять специальные зоны для игр-головоломок.
Также для развития связной, красивой и образной речи необходимо оборудовать кукольный уголок, где дети смогут самостоятельно или с помощью взрослого развёртывать сюжетно-ролевую игру.
В группе необходимо организовывать уголки для театрализованных игр, поскольку они играют важную роль в развитии речи дошкольников. Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, слово не только познают окружающий мир, но и учатся правильно говорить, тренируют речевые умения и навыки.
Все игры должны быть педагогически целесообразны и соответствовать возрасту детей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ