Смеховое начало современной росмийской политической культуры: истоки и генезис,

Цели и задачи

Целью настоящего исследования является изучение истоков и генезиса смехового начала в современной политической культуре.

Введение и актуальность


Что же предлагается взамен отмирающему? Взамен разрушенному высшему Михаилом Бахтиным предлагается материально-телесное. С несвойственной для научных текстов экспрессивностью он восхваляет материально-телесное начало в ущерб высшему, духовному. То есть к тому, что роднит человека с животным, ведь главная особенность человека, это не материальное, а его духовная, культурная составляющая.
«Материально-телесное начало здесь воспринимается как универсальное и всенародное и именно как такое противопоставляется всякому отрыву от материально-телесных корней мира, всякому обособлению и замыканию в себя, всякой отвлеченной идеальности, всяким претензиям на отрешенную и независимую от земли и тела значимость. Тело и телесная жизнь, повторяем, носят здесь космический и одновременно всенародный характер; это вовсе не тело и не физиология в узком и точном современном смысле; они не индивидуализированы до конца и не отграничены от остального мира...».
И так далее и так далее... Поражает настойчивость, с которой Михаил Бахтин приписывает низшему, материально-телесному, свойства чего-то космического и основополагающего. Правда от этого оно не становится менее животным или менее приземлённым.
Итак, по утверждению М. Бахтина, народная смеховая культура содержит некую миросозерцательность, носящую не ритуальный, не магический и не религиозный характер. В чём же его суть? А вот в чём:
«В карнавале всё культовое и ограниченное отпало, но осталось всечеловеческое, универсальное и утопическое... Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений. Отчуждение временно исчезало. Человек возвращался к себе самому и ощущал себя человеком среди людей. И эта подлинная человечность отношений не была только предметом воображения или абстрактной мысли, а реально осуществлялась и переживалась в живом материально-чувственном контакте».
Таким образом, вместо отмирающей официальной и серьёзной государственной идеологии Михаил Бахтин предлагает нечто расплывчатое «всечеловеческое, универсальное и утопическое». Сразу вспоминаются либеральные идеологи, которые везде восхваляют некие «общечеловеческие ценности», «толерантность» и другие ничего не означающие слова.
В заключение, отметим, что в самом начале перестройки, в 1986 году американский бахтинист Гари Соул Морсон писал: «Поток научной периодики в настоящий момент позволяет предположить, что все мы... вступаем сейчас в эпоху Бахтина». В течении пяти лет, с 1988 года по 1992 год, было издано около сорока книг о Михаиле Михайловиче Бахтине и четыре специальных выпуска журналов в Западной Европе.
Таким образом во времена Перестройки наследие Михаила Бахтина было активно использовано в политическом процессе. Заветы М. Бахтина были воплощены в ходе перестройки полностью. Перестроечные процессы имели явно амбивалентный характер. Коммунистические идеалы были низвергнуты в угоду материально-телесному низу. И сегодня наша задача состоит, с одной стороны, в том, чтобы эти идеалы восстановить, с другой, чтобы ещё лучше понимать то, как разрушали Советский Союз, и не наступить на эти же грабли в будущем.
Впрочем, вне зависимости от идейных оценок творчества Михаила Михайловича Бахтина необходимо заметить, что предложенная им и разработанная в многочисленных работах концепция смеховой культуры представляет собой очень важную веху в процессе понимания и постижения феномена западноевропейской средневековой культуры.
Вместе с работами Владимира Яковлевича Проппа, труды Михаила Михайловича Бахтина вошли в золотой фонд отечественных гуманитарных исследований, получили высокую оценку и признание за рубежом, по обе стороны Атлантического океана и предлагают нам эффективный инструментарий и метод для постижения окружающего мира.
Наглядным подтверждением истинности теоретических конструкций Михаила Михайловича Бахтина является широкая апробация данных исследований в практической деятельности современного политического процесса. Собственно говоря, ни для кого не секрет, что теоретические исследования и практические наработки Михаила Бахтина активно использовались как в 80-е годы ХХ века в ходе политических процессов в позднем Советском Союзе, так и в дальнейшем, в Российской Федерации.
Одним из пионеров практического применения теоретических положений Михаила Бахтина был Сергей Алексеевич Жариков, малоизвестный, но чрезвычайно влиятельный политический консультант и политтехнолог 90-х годов ХХ века, чьим главным проектом, еще со времен позднего СССР, выступила так называемая Либерально-демократическая партия Советского Союза, широко известная по своему лидеру – Владимиру Вольфовичу Жириновскому, и которая, в лице своей преемницы ЛДПР, сохраняет свое присутствие на российском политическом Олимпе до настоящего времени.

Заключение и вывод

Таким образом изучение истоков и генезиса смехового начала современной российской политической культуры позволяет прийти к некоторым выводам.
Изучение проблем смеховой культуры в отечественной науке тесно связано с именем основоположника данного направления – Михаила Михайловича Бахтина. Именно им были заложены теоретические и практические основы той практики, которая после реализовала себя, в том числе, в политической практике современной Российской Федерации.
Активное применение смеховой компоненты в политическом процессе, начавшееся в годы перестройки в позднем СССР, было продолжено и продолжается до сих пор в России. Одним из пионеров в реализации теоретических разработок М.М. Бахтина была Либерально-демократическая партия и ее лидер Владимир Жириновский. Средства массовой информации, газеты и телевидение, а затем и средства массовой коммуникации в сети Интернет активно продолжили использование смехового компонента в политическом процессе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ