Влияние семейной ситуации на развитие совладающего поведения подростков и юношей.

Цели и задачи

Цель работы заключается в рассмотрении воспитательного процесса в семье и исследовании совладающего поведения подростков и юношей.

Введение и актуальность


Все научные исследователи сходятся во мнении, что наиболее благоприятными для развития ребенка являются стили воспитания, характеризующиеся принятием личности ребенка, доверительными отношениями с ним, сотрудничеством при решении его проблем. Такими стилями воспитания считаются демократический и либеральный.
Гораздо менее адаптационным стилем считается такое взаимодействие с ребенком, когда отношения с ним строятся по принципу доминанты родителя и абсолютной значимости его мнения. В этих семьях часто ребенку не уделяется должного внимания, а его проблемы не принимаются во внимание. Такое воспитание характеризует директивный, автономный (индиффирентный), непоследовательный и враждебный (жестокое обращение с ребенком) стиль.

1.4. Влияние стиля семейного воспитания на личность подростков и юношей
Семья является сложной системой взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В целом такие отношения создают микроклимат семьи, которые непосредственно влияют на эмоциональное самочувствие всех членов семьи, через призму восприятия в мире. В зависимости от того, как ведут себя взрослые с ребенком, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, дети воспринимают мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В итоге у него возникает доверие или недоверие к миру. Это является базой формирования позитивного самоощущения подростка. Эмоциональные и благоприятные взаимоотношения в семье побуждают у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, отсутствие душевной близости между ее членами часто, конфликтная обстановка в семье лежат в основе дефектов развития и воспитания. Детско-родительские отношения также формируют у ребенка способность справляться с трудными жизненными ситуациями [9].
Итак, мы рассмотрели различные составляющие семейного воспитания, выделив основные стили воспитания и мотиваторы, которые влияют на его гармоничность.
Особенности взаимодействия детей с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми [10].
Подростковая ступень является важнейшей с точки зрения адаптации к условиям «взрослой» жизни. Одним из основных условий успешной адаптации подростка является выстраивание у него способности к разрешению сложных ситуаций, т.е. совладающего поведения.

Заключение и вывод


Психологическое совладающее поведение осуществляется через направленное социальное поведение, которое позволяет субъекту справиться со стрессовой или трудной жизненной ситуацией действиями, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные поведенческие действия.
Средства взаимодействия подростка с различными трудными жизненными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы (совладающего поведения). Важное отличие совладающего поведения от механизмов психологической защиты и их использования человеком - это осознаность, выбор и изменение в зависимости от сложившейся ситуации.
Анагенез способности к реализации и поиску оптимизированных решений в трудных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Главным аспектом в решении выработки копинг-стратегий является нарастание благоразумного и осмысленного подхода к решению своих возникших проблем, связанных с умственными и познавательными способностями ребенка. Таким образом, рационально расширять и обогащать интеллектуальные ресурсы подростков и юношей.
Раскрыть резерв совладающих способов через обогащение интеллектуального источника подростка в общем должны помочь авторитетные взрослые и психологи-специалисты. В задачи школьного психолога входит психологическое поддержка и сопровождение в развитии личностных ресурсов подростка, которые помогают ему научиться самостоятельно преодолевать как личностные девиации (низкую самооценку, неуверенность, пассивность и др.), так и эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, неуравновешенность и др.).
Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи в курсовой работе решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ