Символизм в сказках Оскара Уайльда

Цели и задачи

Целью научной работы является теоретико-практическое изучение символизма в сказках О.

Введение и актуальность


С горькой иронией писатель высмеивает неспособность представителей господствующего класса, привыкших видеть только практическую, материальную сторону жизни, понимать самые драгоценные свойства человеческой души. Ярким примером этого является сказка «Преданный друг», в которой богатый и жадный Мельник, пообещав подарить Маленькому Гансу свою сломанную тачку, заставляет доверчивого сироту с утра до ночи тяжело работать на себя, пока, в конце концов, не доводит его до гибели. Эта практичность, убившая лучшие чувства в человеке, породила эгоизм, жестокость, черствость души. Именно она выступает лейтмотивом многих сказок Оскара Уайльда [11, c. 9].
Созвучность этих сказок является ярким проявлением влияния Г.К. Андерсена в творчестве Оскара Уайльда, которое отмечают исследователи. В частности, Ю. Кагарлицкий утверждает, что «по своей художественной фактуре уайльдовские сказки ближе всего к произведениям великого датского сказочника» [3, c. 20]. В сюжетах и ​​стилистике сказок Уайльда отразились различные литературные и художественные влияния – Ш. Бодлера, Т. Готье, Г. Флобера, Г.К. Андерсена, Э. По, художников Ф. Гойи и Д. Веласкеса [11]. Однако, сказкам Оскара Уайльда, как и другим его произведениям, присуща неповторимая индивидуальность, залогом которой выступает уникальный авторский стиль писателя.
Стиль Оскара Уайльда отличается двумя взаимоисключающими на первый взгляд особенностями. Порядок его речи кажется таким элементарным, что его произведения (особенно сказки) очень быстро попадают в руки человека, который только начинает читать англоязычные книги. Стиль Уайльда лишен халатности и излишней усложненности. Он всегда находит наиболее точное слово, и оно всегда появляется в нужном месте. Фразы Уайльда передают тончайшие оттенки смысла, а их конструкция считается образцом классической английской прозы. Единственным, что ставят ему в вину некоторые исследователи, является «страсть к раритетам» [3, c. 15]. Действительно, некоторые страницы его произведений напоминают каталоги ювелирных и модных магазинов. Однако писатель далеко не всегда верен своей любви к орнаментальности, часто он обходится и без нее.
И вместе с тем простота Уайльда – та же утонченность. Интонация для него настолько важна, что малейший оттенок фальши сразу меняет смысл. Как отмечает исследователь Ю.И. Кагарлицкий, «одни и те же слова, расположенные в одинаковом порядке, могут приобретать самые разные значения в зависимости от контекста, хотя, с другой стороны, восприняты в контексте, они нередко передают противоречивость мысли» [3, c. 15].
Главной особенностью, которая предоставляет сказкам Уайльда их неповторимое своеобразие, выступает парадоксальная форма выражения мысли, что является характерной чертой стиля писателя. Сказки Уайльда (как и вся его проза) насыщены блестящими авторскими парадоксами. В критической литературе прочно установилась традиция считать его парадоксы простой игрой слов. Однако на самом деле в основе многих из них лежит скептическое отношение писателя к целому ряду общепринятых этических и эстетических норм буржуазного общества. Задача парадоксов Уайльда, направленных против ханжеской лицемерной морали, состояла в том, чтобы, называя вещи своими именами, тем самым обнаружить это лицемерие [1, c. 49].
Также важное место в своеобразном стиле сказок Уайльда занимает прием контрастного противопоставления. Иногда этот прием преследует чисто художественную задачу, например, описание внешности Инфанты и Карлика, но в большинстве случаев Уайльд пользуется им для выявления основного сюжетного замысла сказки, в частности, чередования картин роскоши и нищеты в сказке «Молодой король», чередование рассказов Ласточки о заморских чудесах с рассказами Счастливого Принца о жизни бедняков большого города в сказке «Счастливый принц» [6, c. 23].
Своеобразие стилистики сказок Оскара Уайльда проявляется и в определенных особенностях лексики. Писатель насыщает свои произведения элементами экзотики, подробными описаниями интерьеров комнат, особенностей одежды, драгоценностей, цветов и тому подобное. Стремление к излишней декоративности становится особенно заметным во втором сборнике сказок «Гранатовый домик», в котором, как пишет исследователь М. Соколянский, «удельный вес экзотических описаний резко возрастает» [14, c. 65]. Сильное влечение к декоративному искусству всегда было важной чертой эстетизма Оскара Уайльда. Произведения декоративного искусства – предмет детальных описаний не только в сказках, но и в других произведениях писателя. Оскар Уайльд разработал особый «декоративный» стиль повествования, который в равной степени состоит из предметов изображения и способов описания. Все, что он изображает, является чрезвычайно живописным, утонченным, изысканным [1, c. 43].
Однако, уделяя столь пристальное внимание внешней форме своих произведений, Уайльд не забывал раскрывать и внутренний смысл явлений. По мнению А. Поддубного и Б. Колесникова, сказки Оскара Уайльда «имеют глубокий нравственный смысл. Следуя романтическим традициям первой трети XIX века, поэт в аллегорической форме изображает столкновение героев, носителей высоких гуманистических идеалов, таких как дружба, любовь, верность, самоотверженность, с миром пользы, сословных и имущественных предрассудков» [4, c. 24].
В своих сказках Оскар Уайльд противопоставил порокам окружающей действительности не только культ изысканной красоты, но и простую человечность. Глубоким убеждением писателя была уверенность в том, что красота внешняя не существует без красоты внутренней, а злость, нечувствительность, бессердечность лишают всякой ценности любые, даже самые привлекательные внешние черты. Так, в сказке «Мальчик-звезда», прекрасная внешность волшебного ребенка оказалась неустойчивой под давлением злых чувств, но самоотречение вернуло мальчику красоту [21, c. 66].
Сказки Уайльда имеют много общего с притчами. Мораль в них выражена достаточно ясно, и если некоторые герои спорят с логикой сюжета (например, Водяная Крыса или Утка в сказке «Преданный друг»), это только показывает, как много людей стоит на стороне лжи и как часто они – когда из корысти, когда из-за ограниченности – не желают видеть очевидного.
Впрочем, если тяготение к притче и роднит Уайльда с одной из сторон английской сказочной традиции, другие черты отдаляют его от этой традиции. Подчеркнутый гротеск, присущий английской сказке, отталкивал эстета Уайльда. Там, где невозможно было избежать этого гротеска, он пытался, по крайней мере, смягчить его ради достижения художественной гармонии и красоты, с которыми писатель отождествлял настоящее искусство [11].
Подводя итог, отметим, что сказки Оскара Уайльда выступают одним из самых ярких примеров жанра литературной сказки в английской литературе, поскольку в них очень отчетливо проявляется оригинальность стиля и неповторимое своеобразие личности автора.

Заключение и вывод


Символизм как направление в литературе и искусстве на рубеже XIX-ХХ веков обычно связывают, прежде всего, с именем Оскара Уайльда. И не зря. Несмотря на то, что истоки символизма можно найти в работах выдающихся философов и литературоведов ХIX века – У. Пейтера, Дж. Раскина, У. Морриса и представителей «прерафаэлитского братства», которые были не просто предшественниками Уайльда, но и его учителями, к которым он имел большое уважение, именно Уайльду суждено стать живым воплощением философии символизма, ведь для него утверждение эстетического идеала Красоты в искусстве было нечто большее, чем просто программной задачей многочисленных теоретических работ и художественных произведений, это был смысл его жизни.
Особенно ярко символизм представлен в сказках Оскара Уайльда. Художественные произведения сборников «Счастливый принц» и «Гранатовый домик» насыщены образами-символами, деталями-символами. Сказки Уайльда – большое поле для научных исследований, поэтому, мы сделали попытку расшифровать их скрытый смысл, путем анализа и интерпретации символики. Для этого мы выбрали символы, условно разделили их на тематические группы и проанализировали. Детальная характеристика символов, которые чаще всего встречаются в сказках писателя, подана во второй главе исследовательской работы.
Таким образом, был сделан вывод, что писатель в своих сказках уделяет большое внимание символике сада («Великан-эгоист», «День рождения Инфанты»); красоты и любви («Счастливый Принц», «Соловей и Роза», «Рыбак и его Душа», «Преданный Друг», «Замечательная Ракета», «Мальчик-звезда»); пространственным символам дворца, храма («Молодой Король»). О. Уайльд часто использует символы смерти, ведь почти все сказки заканчиваются смертью главного героя.
Отличительной чертой стиля писателя является декоративность, о чем свидетельствует огромное количество символов растительного мира, описания домашних предметов и т.д. Ярким примером выступает сказка «День рождения Инфанты», где автор насыщает сад и лес различными цветами, кустарниками, деревьями. С помощью «Энциклопедии символом» можно определить значение растений, но только тщательный анализ помогает отыскать скрытый смысл символов. Так, например Роза – символ любви – может иметь разную интерпретацию в разных сказках.
О. Уайльд использует также цветообозначения в своих произведениях. Они исполняют символическую функцию определения эмоционального состояния своих героев. Приведем собственную трактовку некоторых цветообозначений. Золотой нимб над головой – символ всепрощения и преодоления всех препятствий. Синий, как цвет ясного неба и моря, означает высоту и глубину, постоянство, преданность, правосудие, совершенство, размышление и мир. Фиолетовый символизирует интуицию. В христианстве красный ассоциируется с божественной любовью и милосердием. Древнейшие символические значения белого в основном позитивны: белый означает всяческое благо, радость, чистоту, здоровье, приумножение потомства, мир, согласие. Цветообозначения в сказках писателя являются неотъемлемой частью художественной картины мира Уайльда, выступая в роли символов и одновременно представляя собой психологические детали создаваемых автором образов.
Подводя итог, отметим, что в своих сказках Оскар Уайльд отступает от теории «чистого искусства» или «искусства ради искусства», прославляя не «чистую красоту», которую пропагандировали салоны, а красоту жизни, благородных порывов и высоких человеческих качеств. В сказках Уайльда мощное оружие авторского слова направлено ​​против лицемерной морали высших кругов английского общества, против чрезмерного прагматизма современной писателю эпохи и против жестокости, тщеславия и корыстолюбия, присущих людям этой эпохи. Наряду с безжалостным обличением пороков несправедливого мира, сказки Оскара Уайльда содержат страстную проповедь добра, сострадания и красоты.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ