Система тропов в поэтических текстах Сергея Есенина

Исследователи С. К. Гаспарян и А. Т. Князян определяют творческую манеру как «своеобразие организации художественно-образных элементов, свойственных произведениям отдельного писателя или даже отдельного периода его творчества, где реализуются общие закономерности его индивидуального стиля» [Гаспарян, 2003: 50].
В словаре – справочнике «Эффективное речевое общение (базовые компетенции)» идиостиль определяется как:
Многоаспектное многоуровневое проявление личности, «стоящей» за любым текстом: его лексикона, знаний о мире, мотивов, определяющих особенности содержания и структуры созданного ею текста;
Основная категория стилистики художественной литературы, отражающая своеобразие творческой деятельности художников слова, включая использование выразительных средств и приёмов, специфику художественного метода, принципы отбора и организации материала, жанровые предпочтения и т.д. [Эффективное речевое общение, 2012: 175].
С. А. Есенин прекрасно знал живую речь Рязанского края и обогатил ею свою лирику, подслушав «кивливый» язык коров. Он писал: «Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков» [Есенин, 2005: 201].
Характеризуя язык С. Есенина, В. Д. Цыбин в статье «Озарённое временем слово» отмечал: «…ещё в детстве меня поразили строки: «Говорят со мной коровы на кивливом языке» («Я – пастух»). Я долго не мог понять этих строк…, пока наконец не увидел нашу корову, словно монотонно кивающую кому-то, когда она стояла в сараюшке и ела сено. «Кивливый» язык коров, снежный «свей», земля, покрытая «индевью», роща «теневая» — все эти слова не самоцель, не придумка, а единственная необходимость выражения души, пытающейся постигнуть все сущее на своей земле» [Цыбин, 1986: 118].
С. А. Есенин не стесняется своего деревенского происхождения и активно использует диалектизмы, например, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» обнаруживаем такие диалектизмы: корогод (= хоровод, ряд, порядок чего-либо); леха ( = гряда, ряд, полоса, межа), открыто выражая свои чувства к родной земле и делая свою поэзию доступной простому народу. Образность его поэтических текстов формируется в том числе на основе диалектизмов, например, сравнение «Облак, как мышь» (в стихотворении «Пропавший месяц»), в составе которого есть морфологический диалектизм, и просторечий, например, «теплынь» (= тёплая погода) в эпитете «заревая теплынь» («Синий май. Заревая теплынь»)
Одна из характерных черт поэзии С. А. Есенина – её автобиографичность. Поэт пишет о себе и своей трудной доле «быть поэтом», своей любви к родине, к женщинам и к своей «непутёвой» жизни. Так, в стихотворениях С. А. Есенина обнаруживаем эпитет «рязанское небо»: «Мне приснилось рязанское небо» («Я усталым таким ещё не был») [Eсенин, т. 1, 1990: 137], который является отсылкой к Родине поэта, метафору об его поэтическом ремесле: «Розу белую с чёрной жабой // Я хотел на земле повенчать» в стихотворении «Мне осталась одна забава» [Eсенин, т. 1, 1990: 140], тропы, в которых узнаётся внешность поэта: «Золотая моя голова» (эпитет в стихотворении «Не ругайтесь. Такое дело»), и «куст волос золотистых» (метафора в стихотворении «По – осеннему кычет сова» [Eсенин, т. 1, 1990: 116], и, наконец, подпись поэта в стихотворении «Письмо к женщине»: «Знакомый ваш Сергей Есенин» [Eсенин, т. 1, 1990: 289]. Приведённые примеры свидетельствуют об автобиографичности лирики поэта.
Характеризуя автобиографичность как черту поэтики, критик А.Бочаров отмечал, что автобиографичность не сводится только лишь к «введению собственной биографии в широкую литературную панораму» [Бочаров, 1987]. Автобиографичность лирики С.А. Есенина с течением времени трансформируется в ещё более интимизированную форму самовыражения – форму исповеди: «Исповедь хулигана».
Включение элементов биографии в художественное произведение преследует, по мнению А. Бочарова, прежде всего, воспитательную цель, так как «открытая и пронзительная непосредственность переживания», свойственная художественной автобиографии, характеризуется не только описательным, но и нравственно-эмоциональным воздействием на читателя.
Из тропов С.А. Есенин отдавал предпочтение метафоре. В статье «Ключи Марии» (1918) поэт пишет об образе, отражающем двумирность бытия, земное и небесное, видимую и скрытую реальности. Он объясняет ассоциативные тропы спецификой сознания поэта и народа, например, конек на избе крестьянина – метафора мировосприятия, обращенного к небу и укорененного в земле. Метафоричность отвечает представлениям Есенина о творчестве.
Исследователь Н. М. Солнцева отмечает, что эстетическое осмысление Есениным метафоры происходит в пору имажинизма. Однако метафорический стиль Есенина сложился задолго до зарождения имажинизма, так как уже в ранней лирике поэта, в 1910 году появляется развернутая метафора: «Там, где капустные грядки // Красной водой поливает восход, // Клененочек маленький матке // Зеленое вымя сосет» [Cолнцева, 2007: 97].
Поэзии С. А. Есенина свойственна широкая палитра красок, которая отражается в использовании слов-цветообозначений. Одним из излюбленных тропов С. А. Есенина является цветовой эпитет. Использование слов-цветообозначений выполняет важную роль в создании мира художественного произведения, так как характер функционирования «цветовых» слов в произведении отражает своеобразие стилевой манеры писателя, его творческую индивидуальность.
Как отмечает А. Николенко, «колоративная лексика участвует не только в выражении общего смысла произведения, «цветовые слова», вызывая комплекс ассоциаций, расширяют и углубляют смысловую структуру художественного текста» [Николенко, 2008: 27].
Использование колоративной лексики мы наблюдаем уже в названиях произведений С. А. Есенина: «За горами, за жёлтыми долами», «Выткался на озере алый свет зари», «Чёрная, потом пропахшая выть!», «В том краю, где жёлтая крапива», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «О красном вечере задумалась дорога», «Алый мрак в небесной черни», «Закружилась листва золотая», «Отговорила роща золотая», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Синий май. Заревая теплынь», «Несказанное, синее, нежное…», «Вечер чёрные брови насопил», «Заметался пожар голубой», «Зелёная причёска» и др.
Для поэзии Есенина характерна синестезия. Понятие «синестезия» пришло в лингвистику из психологии. В психологии под «синестезией» понимается:

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ