Влияние умения слушать на психологический климат группы

Цели и задачи

Цель исследования – выявить влияние умения слушать на психологический климат организации.

Введение и актуальность


Социально-психологический климат в группе может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, условиями и содержанием профессиональной деятельности. Это, естественно, сказывается на настроении работника, его желании работать, проявлять активность и инициативность.
Благоприятный климат в группе улучшает настроение сотрудников, способствует сотрудничеству, как друг с другом, так и с руководством, а также проявлению творческого потенциала личности.
В научной литературе описываются следующие основные характеристики благоприятного социально-психологического климата в группе:
- преобладание бодрого, жизнерадостного тона взаимоотношений, оптимизма в настроении, одобрения и поддержки в отношениях;
- построение отношений на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, развивающего характера критики;
- позитивный настрой членов группы на участие в совместных делах, на совместное свободное времяпровождение;
- наличие норм справедливого и уважительного отношения ко всем членам группы (поддержка слабых, помощь новичкам и т.п.);
- высокая оценка таких черт личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, тактичность;
- сопереживание (и искреннее участие всех членов группы) успехам (неудачам) отдельных ее членов;
- эмоциональное единение в трудные для группы минуты («один − за всех, и все − за одного»);
- проявление активности в межличностных и межгрупповых отношениях, быстрое реагирование на необходимость сделать полезное для всех;
- открытость и стремление сотрудничать с другими группами [5].
Таким образом, социально-психологический климат - это интегральное понятие, социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов к коллективу как к целому. Социально - психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей – руководителей и членов коллектива. На образование социально-психологического климата влияет множество макро и микро-факторов. Их тесная взаимосвязь и взаимозависимость обязывают любого руководителя в комплексе своевременно решать все проблемы формирования благоприятного социально – психологического климата.

Заключение и вывод


Целью данного исследования являлось изучение влияния умения слушать на психологический климат организации.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
Был проведен теоретический анализ современных представлений о понятии психологического климата и умении слушать. Выяснилось, что социально-психологический климат является интегральной характеристикой системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития. На образование психологического климата влияет множество макро и микро-факторов.
Умение слушать, восприятие и понимание смысла речи включает в себя осознание предмета разговора, основанное на включении вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. Умение слушать является высшим уровнем приема и переработки информации. Оно включает в себя процесс раскрытия и установления связей и отношений, воссоздания или порождения смысла в результате и в ходе восприятия. Чем активнее человек использует умение слушать, знания и приемы понимания, тем легче и спокойнее складывается общение.
Эмпирическое исследование показало, что в целом, психологическая атмосфера в группе сотрудников благоприятная. Более всего в коллективе выражено согласие. Также сотрудники оценивают свой коллектив как успешный, готовый к сотрудничеству и взаимной поддержке. Ниже всего испытуемые оценивают теплоту и удовлетворенность работой в коллективе. То есть, в коллективе работников организации эмоциональные отношения оцениваются ниже, чем поведенческие и когнитивные.
Сотрудники организации оценивают сработанность, совместимость с коллегами и успешность на среднем уровне. Но судя по стандартному отклонению, разбросы в группе работников достаточно большие, то есть, есть испытуемые, которые высоко оценивают свою сработанность, совместимость с коллегами и свою успешность, а есть работники, низко оценивающие свою сработанность, совместимость с коллегами и успешность деятельности. Выше всего сотрудники оценивают свою успешность деятельности на работе, а ниже всего свою сработанность с другими. Можно предположить, что такие результаты получены в виду индивидуальных различий стилей деятельности. Некоторые сотрудники предпочитают совместную с другими работу, а некоторые предпочитают работать в одиночку.
В среднем у сотрудников нормально развито умение слушать. У 40% сотрудников средний уровень умения слушать, они являются хорошими собеседниками, хотя иногда отказывают партнеру в полном внимании. Также у 40% уровень умения слушать - ниже среднего, им присущи некоторые недостатки при слушании (критическое отношение к высказываниям, поспешные выводы, отвлечение и т.п.). У 16% сотрудников высокий уровень умения слушать, они отличные собеседники, их стиль общения может стать примером для окружающих. У одного человека (4%) низкий уровень умения слушать, это плохой собеседник, не умеющий слушать других людей, ему необходимо работать над собой и учиться слушать.
Результаты корреляционного анализа показали значимые взаимосвязи умения слушать и оценки социально – психологического климата группы. Чем выше у испытуемых сформировано умение слушать, тем выше они оценивают благополучие социально – психологического климата в коллективе, сработанность в коллективе, совместимость друг с другом, успешность в работе.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: умение слушать оказывает позитивное влияние на психологический климат в организации.
На основе результатов исследования были разработаны рекомендации по развитию умения слушать у сотрудников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ