Русско- иранские дипломатические отношения конец XVIII- середина XIX вв.

Цели и задачи

Целью данной работы является изучение развития российско-иранских дипломатических отношений в конце XVIII - первой половине XIX в.

Введение и актуальность


Отношения России с Ираном в конце XVIII в. были развиты незначительно. Активизация российско-иранских торговых и дипломатических отношений активизируется в начале следующего века, когда Иран преодолел период экономического упадка и политической нестабильности. Наиболее крупным столкновением между Ираном и Россией в конце XVIII века следует считать поход Ирана на Грузии и ответные меры со стороны России.
В конце 1794 г. шах Ага-Мохаммед начал подготовку к захватническому походу на Ширван и Грузию. Он заявлял, что Грузия подчинялась Ирану во времена Сефевидов и должна снова подчиняться иранским шахам. Кроме того, он спешил с началом похода, так как опасался, что Грузия может быть присоединена к России. Ещё в 1873 г. грузинский царь Ираклий заключил с российской императрицей Екатериной II договор об установлении русского протектората над Грузией.
Поход начался весной 1795 г. Закавказские ханства, не желавшие подчиниться Ага-Мохаммеду и некоторые области Грузии были подвергнуты страшному опустошению и разорению. В сентябре 1795 г. иранские отряды подошли к Тбилиси и заняли его. Город был разграблен и разрушен.20 сентября 1795 г. Ага-Мохаммед выступил в обратный путь. Ориентация Грузии на Россию значительно усилилась.
Ответом на агрессивные действия Ирана в отношении Грузии было выдвижении русских армий в регион. Хотя и с опозданием, выполняя свои обязательства по Георгиевскому трактату 1783 года, русское правительство направило Каспийский корпус, который включал 12 300 чел. при 21 орудии из Кизляра через Дагестан в азербайджанские провинции Ирана.
Выступив 18 (29) апреля 1796 года, русские войска 2 (13) мая осадили, а 10 (21) мая штурмом овладели Дербентом. 15 (26) июня 1796 года русские отряды одновременно без боя вступили в Кубу и Баку. В середине ноября 35-тысячный русский корпус под командованием генерал-поручика Зубова достиг района слияния рек Куры и Аракса, готовясь к дальнейшему продвижению вглубь Ирана, однако после смерти Екатерины II в том же году на престол вступил Павел I, Зубовы впали в немилость, в политике России произошли изменения, и в декабре 1796 года русские войска были выведены из Закавказья.
Весной 1797 г. начался ещё один поход Ага-Мохаммеда с целью захвата Грузии и закавказских ханств. Весной 1797 г. полчища Ага-Мохаммеда пересекли реку Аракс, взяли крепость Шушу. Через несколько месяц, в июне 1797 г., шах был убит, а его войско распалось. Поход завершился неудачно.Таким образом, столкновения между российским и иранскими войсками не состоялось.

Заключение и вывод


Таким образом, мы проанализировали основные черты символики исламскойкультуры. Ислам как религиозная система признаёт почитание только Аллаха, но отвергает почитание каких-либо идолов. Прямым следствием этого является отсутствие изображений Бога, пророков, и вообще людей и животных в исламской религиозной традиции. В мусульманских культовых сооружениях не встречаются изображения Аллаха. Кроме того, наличие определённых культовых предметов и символов, как, например, крест в христианстве или символ Инь-Янь в даосизме, в исламе отсутствует.
Тем не менее, можно выделить некоторые места, предметы и действия, которые являются для мусульман символичными. В первую очередь это мечеть – религиозное сооружение мусульман для богослужений. Мечети существуют разных типов и чаще всего представляют собой не только религиозную, но и архитектурную значимость. В непосредственной связи с мечетью находится минарет – башня для призыва верующих к молитве. Кроме того, символом мусульман считается Коран. Важным свидетельством почитания его является ношение миниатюрной копии религиозной книга на шее в качестве талисмана.
Что касается такого символа как полумесяц и звезда, то он его принадлежность к исламу воспринимается среди верующих по-разному. Одни признают её религиозное значение, другие – отвергают. Сам символ имеет древнюю языческую историю и восходит ещё к Шумерской цивилизации. В исламе он появился в XIII в. и связан с деятельностью основателя Османской империи – Османом. Именно с этого времени полумесяц и звезда стали применяться у мусульман. Сегодня некоторые исламские неарабские страны имеют изображение данного символа на своих государственных флагах.
Огромное значение в исламской культуре имеет символика цвета. Её многообразие и развитость является следствием отсутствия антропоморфных и зооморфных изображений в исламской культуре.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ