Роль таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления как инструмента таможенного регулирования ВЭД
Вместе с тем, представляется, что в предложенной системе источников таможенного права Таможенного союза отсутствует обязательный и необходимый элемент, являющийся связующим звеном между двумя частями. Таким элементом является Конституция государства-участника Таможенного союза, ибо Конституция государства, являясь основой правовой системы, предопределяет взаимоотношения национального законодательства и международных договоров.
В конституциях государств-участников Таможенного союза содержатся нормы, определяющие нормативное правовое регулирование национального законодательства при применении норм международного права и заключении международных договоров.
Конституция Российской Федерации закрепляет следующее положение: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Государства – члены Евразийского экономического союза делегировали свои суверенные функции в части проведения внешнеторговой политики наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии.
Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза базируются на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото).
Таможенное законодательство России включает в себя:
1) международно-правовые договоры и соглашения, ратифицированные или подписанные Россией, которые регулируют отношения в области таможенного права и способствуют развитию международного сотрудничества;
2) внутреннее таможенное законодательство;
3) другие федеральные законы.
К числу основополагающих базовых законов в таможенной сфере относятся:
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 12.08.2015);
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»;
Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Предметом их регулирования является система отношений в области таможенного дела. Положения этих законов в совокупности отражают весь комплекс вопросов, возникающих в российской таможенной практике.
Однако, несмотря на то, что центральное место в системе правового регулирования области таможенного дела занимает Таможенный кодекс ТС, он в настоящее время вторичен по отношению к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», поскольку последний определяет не только характер и механизм госрегулирования в сфере ВЭД, но и состав его инструментов, их направленность, условия и принципы их реализации.
Кроме того, данный закон устанавливает рамки осуществления ВЭД для российских и иностранных субъектов; права, обязанности и ответственность федеральных и региональных органов государственной власти в сфере ВЭД. Он содержит основные понятия, характеризующие сущность внешнеторговой деятельности, цели и принципы внешнеторговой политики России и ее базовые основы.
Отдельные таможенно-правовые нормы содержатся и в других федеральных законах, помимо перечисленных. В их числе:
1) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 №146-Ф3 в ред. от 28.12.16; часть вторая от 05.08.2000 № 117-Ф3 в ред. от 28.12.16), регулирующий отношения в процессе исчисления налогов на импорт и уплаты таможенных платежей, а также в рамках полномочий таможенных органов по организации налогового контроля;
2) Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле», наделяющий таможенные органы как агентов государственного валютного контроля соответствующими полномочиями его проведения в процессе таможенного декларирования товаров, валюты и валютных ценностей, перевозимых через таможенную границу России;
3) Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», устанавливает нормы применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении недобросовестных зарубежных поставщиков товаров, действия которых несут в себе потенциальную угрозу конкуренции на российском рынке и отечественным производителям;
4) Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии» и Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 23.07.2013) «О вывозе и ввозе культурных ценностей», устанавливающие нормы правового регулирования перемещения названных видов продукции, принадлежащих физическим лицам, через российскую таможенную границу, а также процедуры их оформления;
5) «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017), предусматривающий нормы осуществления правоохранительной деятельности таможенными органами и виды преступлений во внешнеэкономической деятельности, связанных с неуплатой таможенных платежей, невозвращением экспортной валютной выручки из-за границы и др.;
6) «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2017) предусматривает меры ответственности и административного наказания за нарушение таможенных правил;
7) Федеральный закон от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» обеспечивают регулирующие функции таможенных органов как субъектов бюджетных правоотношений, осуществляющих формирование статей доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт