Внутренняя структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Цели и задачи

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить, а также тщательно проанализировать статус Совета Федерации как представительного органа субъектов Российской Федерации.

Введение и актуальность


Такие аргументы лично мне представляются в недостаточной степени убедительными. Участие представителей исполнительных органов в работе российского парламента противоречит принципу разделения властей. «Совет Федерации периода в период с 1995 года по 2000 год работал крайне неэффективно. У глав администрации, по большому счету, не было времени на то, чтобы заниматься законодательной деятельностью, потому как они постоянно были заняты различного рода оперативными делами. Но одновременно с этим отражение в парламенте интересов субъектов государства представляется необходимым. Участие территорий в принятии решений на общенациональном уровне, в особенности по тем вопросам, которые касаются их статуса – одна из наиболее существенных черт федеративного государства. О такой роли Совета Федерации неоднократно говорил и Конституционный Суд. В его Постановлении от 12 апреля 1995 года указано, что в своей организации, а также в своей деятельности Совет Федерации и Государственная Дума «должны отражаь разные стороны народного представительства в государстве- прямое представительство населения и представительство субъектов государства». Но решение данной задачи в полной мене при формировании Совета Федерации не представляется возможным, потому что в нем отсутствует реальное представительство населения субъекта, а есть представительство законодательного и исполнительного органов субъектов государства. Такое представительство, думается, не может считаться полноценным представительством субъектов государства. Те граждане, которые проживают на их территории не принимают непосредственного участия в отборе представителей в Совет Федерации и, сответственно, не делегируют тем, кто в нем находится, свое право на представление соответствующих субъектов государства.
Лично я считаю, что предложение Ю.А. Дмитриева и А.М. Николаева о том, что «кандидатов в состав Совета Федерации следует выдвигать из числа бывших и действующих республиканских президентов, губернаторов, депутатов, работников вузов и НИИ либо из числа иных лиц, постоянно проживающих на территории субъекта РФ, отвечающих предусмотренным Законом цензовым требованиям» также не может быть поддержано. В составе Совета Федерации они видят и бывших президентов РФ, что, по их мнению, станет важной гарантией их неприкасаемости.
Представляется возможным избрание членов Совета Федерации населением соответствующих субъектов государства. Такой порядок способствовал бы более полной реализации ст. 3 Конституции РФ, в которой свободные выборы провозглашаются высшим непосредственным выражением власти народа.
Так, в субъектах государства, где численность населения составляет меньшее чем 1 000 000 человек, могло бы избираться по два представителя. В тех же субъектах государства, число населения которых достигает 3 000 000 человек представительство могло бы избираться четыре человека. Само собой разумеется, что цифры могут быть и другими. Тем не менее они обязательно должны соответствовать численности населения конкретного субъекта государства. Подобный подход к формированию Совета Федерации мог бы не только отразить интересы субъектов государства в парламенте, но еще и обеспечить приоритет интересов избирателей в процессе его формирования. Это, как лично я считаю, представляется достаточно важным.
Также я считаю, что для организации прямых выборов в депутаты Совета Федерации не нужно будет вносить какие бы то ни было поправки в ч. 2 ст. 95 Конституции РФ, если кандидатов в эту палату будут предлагать законодательные и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Ведь парламентарии, которые избираются по представлению законодательных органов, равно как и парламентарии, избираемые по представлению исполнительных органов, будут, соответственно, их представлять в Совете Федерации. Одновременно избранники будут и полноценными представителями субъектов Российской Федерации, потому что мандаты парламентариев они будут получать от населения.

Заключение и вывод

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 94, 95) парламент России называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. При этом по аналогии парламентами других стран, Совет Федерации неофициально называют верхней палатой, а Государственную Думу - нижней российского парламента. Предписывая такую систему взаимоотношений между палатами Федерального Собрания, авторы Конституции РФ исходили из следующих соображений. Государственная Дума как политический институт представительства интересов всего народа в делах управления государством должна играть ключевую роль в формировании и развитии российского законодательства. Совет Федерации должен, во-первых, как институт представительства интересов субъектов федерации обеспечивать их учет при формировании законодательства и, во-вторых, как палата, менее чем Государственная Дума подверженная влиянию партийно-политической конкуренции, обеспечивать устойчивость законодательного процесса по ключевым вопросам государственного управления.
В Федеральном Собрании представительскую функцию осуществляет Государственная Дума, депутаты которой избираются тайным голосованием всех граждан страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. При установленном действующим законодательством порядке формирования Совета Федерации граждане страны непосредственного участия в его формировании не принимают.
Основное функциональное предназначение Совета Федерации - это представление и учет интересов субъектов российской Федерации при формировании российского законодательства на федеральном уровне. Однако нынешний состав Совета Федерации существенной мере не соответствует этому предназначению верхней палаты российского парламента.
По Конституции РФ Государственная Дума является и главным фактором процесса законодательной деятельности, а Совету Федерации отводится роль «порогового фильтра», наделенного ограниченными возможностями воздействия на законодательные решения Государственной Думы. Таким образом, можно констатировать, что Совет Федерации во многом утратил характер верхней палаты демократического парламента и так же, как и Государственная Дума приобрел черты, характерные для законодательных органов административного типа в авторитарных политических системах. При этом законодательная деятельность Совета Федерации основана на принятии - в первоочередном порядке по жестко регулируемой администрацией палаты бюрократической процедуре и без дискуссионно-конкурентного обсуждения - законов, инициаторами которых являются Президент и Правительство России.
Специфической особенностью Совета Федерации, обусловленной действующим законом о его формировании, является то, что каждый член этой палаты российского парламента обладает индивидуальным сроком полномочий. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответственно законодательным органом или высшим должностным лицом субъекта федерации и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) вместо нового члена совета Федерации.
Одной из существенных проблем выборной модели верхней палаты российского парламента является вопрос финансирования избирательной кампании.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ