Развитие памяти младших школьников на уроках окружающего мира

Цели и задачи

Цель исследования – изучение особенностей и возможностей развития памяти младших школьников на уроках окружающего мира.

Введение и актуальность


С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших школьников более развита наглядно-образная память (конкретные сведения, события, лица, предметы, факты). Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно-логической памяти (определения, описания, объяснения).
Исходя из мнений вышеуказанных психологов, можно прийти к выводу, что для достижения наилучшего результата запоминания информации при работе с младшими школьниками логично было бы использовать наглядные методы, видео (аудио) файлы, раздаточные материалы и т.д.
В младшем школьном возрасте память детей обычно развивается в двух направлениях: произвольном и осмысленном. Разница заключается в том, что в первом случае запоминание происходит само собой, но за счет ассоциаций, ярких наглядных пособий, иными словами за счет того, что представленная информация каким-либо образом интересна ребенку.
Но порой детям приходится осмысленно запоминать неинтересную им информацию, поскольку этого от них требуют обстоятельства и учебный процесс. Это уже осмысленное, или, как его еще называют, вынужденное запоминание.
Отличительной особенностью младших школьников служит то, что они стараются воспроизвести заученную информацию дословно, не интерпретируя ее. Поэтому на данном возрастном этапе важно следить не только за тем, чтобы ребенок заучивал необходимую информацию, но и за тем, как он это делает. Очень важно убедиться в том, что младший школьник понимает то, о чем он рассказывает.
Исходя из вышеуказанного, можно отметить, что в младшем школьном возрасте активно формируются различные приемы запоминания информации. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить. Способность к систематическому планомерному заучиванию становится новым приобретенным навыком младших школьников.

Заключение и вывод


На основании проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам, в рамках поставленных задач:
1. Память в научной литературе определяется, как совокупность психических процессов и сохранение полученного опыта, позволяющего применять его в дальнейшей жизнедеятельности. Данные процессы называются в психологии мнемическими. Совокупность данных процессов образует мнемическую деятельность.
2. Отличительной особенностью младших школьников служит то, что они стараются воспроизвести заученную информацию дословно, не интерпретируя ее. В младшем школьном возрасте активно формируются различные приемы запоминания информации. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить. Способность к систематическому планомерному заучиванию становится новым приобретенным навыком младших школьников.
3. В ФГОС начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны – как дисциплина, представляющая широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
4. На уроках окружающего мира большими возможностями, с точки развития памяти, являются игровые приемы, а также применение занимательного материала, которые мог быть использованы на различных этапах урока и при изучении различных тем.
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ