роль памяти в познавательной деятельности человека

Цели и задачи

Цель данной работы – проанализировать роль памяти в познавательной деятельности человека.

Введение и актуальность


Оперативная память рассчитана на хранение сведений на протяжении определенного, заранее указанного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Период хранения информации данной памяти определен задачей, которая встает перед человеком, и рассчитана исключительно на решение этой задачи[13].
К долговременной памяти относится память, которая способна хранить данные на протяжении практически неограниченного периода. Данные, которые попали в хранилище долговременной памяти, могут воспроизводиться человеком множество раз без потери. Следует также отметить, что многократное и систематическое воспроизведение таких сведений только закрепляет ее следы в долговременной памяти. При использовании долговременной памяти для припоминания очень часто необходимо мышление и усилия воли, поэтому ее воспроизведение на практике часто связано с данными процессами.
Генетическая память можно определить как, где информация находится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Главным биологическим механизмом запоминания данных в такой памяти служат, по-видимому, мутации и свойственные им изменения генных структур. Генетическая память у человека является единственной, на которую мы не можем повлиять через обучение и воспитание.
Рассматривая классификацию по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору, следует отметить, что память подразделяется на несколько видов.

Заключение и вывод

В результате изучения научной и учебной литературы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что цель данной работы достигнута, поставленные задачи решены, что позволяет нам сделать ряд выводов.
Под памятью человека подразумевается психофизиологические и культурные процессы, которые выполняют в жизни функции запоминания, сохранения, а также воспроизведения информации. Память относится к жизненно важной основополагающей способностью человека. Среди основных функций памяти следует отметить: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание.
К свойствам памяти относятся: объем, то есть количество хранящейся информации; быстрота, то есть скорость обработки и использования информации; точность, то есть способность человека качественно и точно отражать содержание информации, которую он запомнил; прочность, то есть время хранения информации до ее забывания.
По времени сохранения материала, память подразделяется на следующие виды: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая.
Рассматривая классификацию по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору, существует осязательная, обонятельная, вкусовая, слуховая, зрительная, эмоциональная, двигательная память и т. д.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала существует непроизвольная память и произвольная память.
Среди классических методов, которые предложил Г. Эббингауз, исследующих память, необходимо назвать следующие: метод заучивания, метод антиципации, метод сбережения и метод удержанных членов ряда.
Благодаря методу заучивания существует возможность прослеживать динамику процессов запоминания и забывания материала различного объема и содержания. Метод удержанных членов ряда может использоваться для определения зависимости продуктивности запоминания от содержания материала, а также способов его предъявления и т. п.
Цель методики «Пиктограмма», разработанной А. Р. Лурия или опосредованное запоминание: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Данная методика может использоваться для изучения памяти детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.
В результате проведения методики можно выявить не только объем памяти, но и существующий вид мышления: абстрактный, знаково-символический, конкретный, сюжетный или метафорический. Этим доказывается, что память играет огромную роль в жизнедеятельности человека. Кроме того, она напрямую связана с остальными психическими процессами организма, например, как в данной методике, мышлением.
Ежегодно технологические приспособления растут с геометрической прогрессией. Детям современного поколения сложно учиться, что-либо запоминать, потому что их мозг настроен на поиск. Они знают, где искать необходимую информацию и не запоминают ее. Множество детей имеет клиповое мышление, т.е. запоминают материал фрагментарно. Доказано, что дети, обучавшиеся во времена СССР, имели очень хорошую память. Кроме этого проблемы с запоминанием можно встретить и у взрослого поколения, например, болезнь Альцгеймера. С целью определения типа памяти человека, здоров он или имеет какие-то заболевания, осуществляются специальные исследования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ