Различные подходы к моделированию коммуникативного пространства

Цели и задачи

Цель работы – изучить разные подходы к моделированию коммуникативного пространства.

Введение и актуальность


Владение речеповеденческими стратегиями и тактиками общения инофонного партнёра требуется специалисту по межкультурной коммуникации не с целью подражания, а в виде средства достижения доминантной цели профессиональной межкультурной коммуникации – достижение адекватного понимания партнёра по межкультурному диалогу.
Принцип конструктивности
Принцип конструктивности выведен и обозначен по первоначальному значению термина «конструктивность» в виде чего-то солидного, правильного, неделимого, что можно положить в основу чего-либо. «Конструктивность в данном контексте понимается как продуктивность, плодотворность, результативность». Итак, суть принципа конструктивности в межкультурной коммуникации заключается в обеспечении высокой результативности и продуктивности всех её форм.[9]
Продуктивность и результативность межкультурного переговорного процесса достигается организационной чёткостью как на стадии подготовки к переговорам, так и рациональностью коммуникативных действий во время непосредственных переговоров. Сложилось ошибочное мнение, словно принцип конструктивности предполагает жёсткость организации переговоров, неуступчивость, давление на партнёра, чтобы оказаться в выигрыше.
Реализация принципа конструктивности в профессиональной межкультурной коммуникации предполагает использование особых приёмов и тактик, в основе которых находится феномен эквивалентности и неэквивалентности. Реализуются эти стратегии и тактики таким образом: в начале переговоров, ошибочно понимая принцип конструктивности, партнёр на предложения другого даёт неэквивалентный ответ. Стоит одной стороне проявлять уступчивость, как вторая сторона станет требовать удовлетворения всех своих запросов. Это зачин профессионального межкультурного диалога, который довольно типичен, из-за которого обязательно формируется дисбаланс интересов договаривающихся сторон.
Где-то к середине переговоров выявляется тенденция к выравниванию дисбаланса, участники межкультурного диалога будут стремиться к принятию эквивалентных действий, из-за чего на жестокость будут отвечать жестокостью, на уступчивость – уступчивостью.
Завершение переговоров снова отличается неэквивалентностью, вызванной фактором времени, необходимостью завершения межкультурного диалога каким-то определённым результатом.
Успешной тактикой реализации принципа конструктивности считается тактика завышения требований в начале межкультурного диалога с дальнейшим разумным уменьшением требований в ответ на уступки партнёра. Подобная коммуникативная спираль призвана обеспечить эффективность переговоров с учётом того, что «изначально завышенная планка не даст в этом случае упасть слишком низко».
Принцип выбора языка для профессиональной межкультурной коммуникации.
Вопрос о языке, на котором будет реализовываться межкультурная коммуникация, будет носить принципиальный характер и обладать важным значением для сохранения объективной равностатусности профессиональной межкультурной коммуникации.[12]
Текущий этап межкультурного взаимодействия партнёров разного уровня отличается тем, что межкультурная коммуникация всех уровней будет реализовываться как на родном языке наших партнёров по коммуникации, так и на английском-общепризнанном языке международного общения. В связи с этим выходит, что принцип выбора рабочего языка ещё не особо востребован и поэтому объективные и субъективные приоритеты межкультурной коммуникации будут принадлежать нашим инофонным партнёрам.
При этом участники профессиональной межкультурной коммуникации должны обладать правом на консенсус, определить язык, на котором станет осуществляться встреча, рабочие консультации и иные формы профессиональной межкультурной коммуникации.
Реализация принципа выбора рабочего языка обеспечивает демократический стиль отношения, увеличивает качество и степень взаимопонимания в профессиональной межкультурной коммуникации, потому что участниками общения будет выбираться лишь тот язык, каким они владеют лучше.
Принцип нейтрализации манипуляций, уловок и трюков.
Одним из ключевых принципов реализации профессиональной межкультурной коммуникации выступает принцип нейтрализации манипуляции и уловок в упреждающем режиме, который предполагает адекватную и оперативную реакцию на каждую манипуляцию.
Ключевым условием реализации этого принципа считается оперативное обнаружение уловок и манипуляций по характерным индикаторам их наличия, среди которых самыми важными считаются:[15]
- оказание силового давления;
- неуместная смена темы переговоров;
- дисбаланс во взаимодействии партнёров;
- смешение или смещение акцентов значения на второстепенные детали;
- торопливость и необоснованность жестов;
- неоправданное возвращение к проработанной проблеме;
- формирование ситуации дефицита времени;
- неоправданно частые инициативы понять уже согласованные формулировки;
- внезапные перемены в эмоционально-психическом состоянии партнёра (ухудшение настроение, раздражение, нервозность).
Профессиональное адекватное реагирование на данные факторы позволяет обеспечить выбор одного, самого соответствующего определённой ситуации или последовательного применения методов нейтрализации в таком порядке:[17]
- накануне межкультурного диалога по инициативе одного из партнёров участники будут договариваться не прибегать в ходе профессионального общения к различным манипуляциям, трюкам, уловкам;
- успешным методом нейтрализации манипуляций считается разоблачение уловки, раскрытие её смысла и назначения;
- повторное напоминание о недопустимости применения различных манипуляционных уловок;
- увеличенное внимание к партнёру из-за изменения его позиции, появление симптомов нервозности;
- защита от манипуляций с помощью коммуникативной атаки против партнёра;
- коммуникативный гамбит, который оказывается непробиваемым любыми манипуляциями;
- уловка на уловку, манипуляции на манипуляции. Этот способ нейтрализации применяется в тех ситуациях, когда иные способы были бы неэффективны.
На основании проведения анализа проблем, барьеров коммуникации в мультикультурной среде, а также с учётом современного объективного народнохозяйственного и геополитического состояния текущего мира успешность коммуникации возможна, если соблюдать определённые принципы, помогающие реализовывать как национальный, так и профессиональный интерес сторон, принимающих участие в коммуникации.

Заключение и вывод

Изменение императивов экономического развития в современной России обязательно ведёт к переосмыслению и преобразованию методологических конструктов, которые должны обеспечивать успешную деятельность экономических субъектов, в направлении взаимного увязывания их интересов, целевых ориентиров, управленческих технологий. Увеличивающееся воздействие коммуникативных связей на успешное функционирование организационных систем предполагает создание методологической базы и нужного инструментария для обоснования и принятия определённых управленческих решений. Базой может выступать нетрадиционное, качественно другое осмысление процесса взаимодействия экономических субъектов. При изучении деятельности организационной системы в виде отдельного компонента коммуникативной сети акценты будут смещаться с самой системы в направлении процесса взаимодействия с иными участниками сети, внешним проявлением которого выступают долгосрочные взаимовыгодные коммуникативные связи. По данным обследования ЦЭК, новые формы и варианты управленческой деятельности осваиваются медленно и неравномерно. Парадокс, но даже руководители инновационных компаний не считают изменения в системе управления в пользу качественно новых решений значительными. По опросам руководителей малых и средних организаций, приоритетными в системе отношений организаций являются взаимодействия с потребителями и поставщиками - уровень важности составила 89% и 82%, потом предпочтение будет отдаваться связям с налоговыми органами, муниципальными властями и правоохранительными органами, позиционируя себя, в первую очередь, как участников общего бизнес-процесса. Тенденции приоритетности различных коммуникативных связей находят своё продолжение в приоритетности методов решения главных проблем в деятельности: свыше 90% респондентов стараются рассчитывать на свои силы, мобилизацию внутренних резервов, примерно 70% предпочитают коммуникативные связи со своими старыми партнёрами, на поддержку новых участников бизнес-процессов возлагают надежды свыше 33%.
В последние годы в развитии народнохозяйственной системы государства начали обостряться проблемы, обусловленные асимметричностью и асинхронностью развития её отдельных компонентов, в том числе и на региональном уровне. Углубление таких противоречий в ещё большей мере в ближайшей перспективе станет усиливаться из-за действия новых тенденций в экономике.
Прежде всего здесь говорится о нарастании процесса рыночной структуризации, выражающегося в создании холдинговых структур, объединении формально независимых организаций в альянсы, сети, группы. Пользование общими более масштабными ресурсами, деление рынка, интеграция смежных процессов, привязка новых потребителей будет перестраивать систему экономических взаимодействий. Рыночная деятельность станет перенаправляться на создание правил взаимодействия, закрепление конкретной позиции в структуре и процессе принятия коллективных решений.
Во-вторых, при всём противоречии интересов актуальность утверждения на рынке общих правил поведения как метода уменьшения рисков от недобросовестной деятельности требует нормализации институционального устройства экономики. Р. Капелюшников описывает глубину этой проблемы: «Наблюдения показывают, что, попадая в российскую среду, любые формальные институты сразу же прорастают неформальными отношениями и личными связями».
В-третьих, стремление к долгосрочным ориентирам деятельности приводит к организационным и функциональным трансформациям в форме появления новых интеграционных объединений, в основу которых закладывается не единая собственность, а общая модель совместного управления. Отличительные черты этой модели содержат в себе передачу сигналов рынка с помощью интерактивного взаимодействия участников технологической цепочки, прямую зависимость результатов не столько от потребностей клиентуры, сколько от интересов взаимодействующих субъектов, которые участвуют в цепочке ценностей, учёт приоритетов конечного потребителя в системе взаимодействия с ним.
Важность организации научных изысканий в ключе пространственной структуризации в текущих условиях, конечно, признаётся многими учёными. При этом в экономической теории ещё нет полноценных разработок по рассмотрению поведения экономических субъектов в пространстве, его качеств, характеристик, функций, сущности проходящих в нём процессов. «Игнорирование существования пространственных хозяйственных структур и в более широком плане - пространственных структур социокультурного характера, а также абсолютное доминирование линейного времени носит в экономической теории столь массовый характер, что не может рассматриваться только как определенный пробел одного из авторов или определенной методологии». Последнее десятилетие будет отличаться более активной позицией исследователей в развитии пространственных подходов, среди которых самым взвешенным и адекватным будет считаться информационный.
Итак, коммуникативное пространство в виде сферы связывания субъектов путём организации их взаимодействий будет формировать специальные источники конкурентных преимуществ организационных систем коммуникационной природы, связанные с соединением субъектов в цепочке формирования потребительской ценности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ