Проверка знаний учащихся на уроках математики. | Пример курсовой работы

Проверка знаний учащихся на уроках математики.

Цель исследования: выявить влияние различных форм контроля и проверки знаний на качество усвоения знаний учащихся на уроках математики.

Вместе с индивидуальным применяется и опрос, и фронтальная устная проверка. Школьники должны кратко и точно излагать свои мысли, что не позволяет выявить полноту знаний. Поэтому прослушивания коротких ответов должно заканчиваться обобщением, выводами, которые дополняют фронтальную форму проверки. Часто проводить фронтальную проверку не стоит.
Одним из методов проверки знаний и умений учащихся является письменная проверка. Письменная проверка знаний применяется при тематического контроля знаний учащихся. К письменных заданий принадлежит описание объектов, заполнение таблиц, выполнение рисунка или подписей к уже готовому «немого» рисунка.
Во время тематического контроля и оценки знаний, умений и навыков определяются прикладные понятия, которые позволяют ученикам осмыслить, где полученные знания могут быть применены на практике [2].
Тематическая проверка и контроль знаний имеют большое развивающее и воспитательное значение. Особое значение при проверке знаний имеют интеллектуальные приемы, которые способствуют развитию школьника. К этим приемам относятся задачи, которые имеют объекты для сравнения, сопоставления, анализа, обобщения, систематизации и тому подобное.
Тематический контроль и оценка знаний предусматривают четкое и детальное определение понятий, необходимых для усвоения. Учителю всегда следует помнить: все знать и повторить невозможно учета этого положения позволяет сэкономить время и не тратить его на второстепенный материал.
Тематическая проверка и контроль знаний должны иметь репродуктивные и творческие задачи. При этом очень важно установить оптимальное сочетание этих видов деятельности. В процессе изучения темы учитель на каждом уроке должен организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы отвечая и выполняя другие задачи ученики смогли не только воспроизводить содержание изученного материала, называть объекты, показывать их на скрижали или натуральных объектах, но и осуществлять творческие операции : сравнивать объекты, находить общие и отличительные признаки, выделять главное, делать выводы на основе сравнения, устанавливать взаимосвязи, находить в тексте учебника или иной учебной литературы определения и ответы на задания. Кроме того, самостоятельно составлять план ответа, использовать теорию на практике различных производств и научных направлений [6].
В последние годы широко применяются комбинированные плотные методы контроля и оценки знаний. При этом, письменная работа применяется с графическим приемом, с решением ситуационных задач и др.
Плотный контроль знаний предполагает сочетание различных методов и средств контроля. Ученики делятся на группы по 4-6 человек (группы могут быть постоянными или сформированными для конкретной темы).
Группы получают задания, письменные задачи, практические выполнения рисунков, работа с учебником, другой учебной литературой, дидактическим материалом. При этом задача комбинированно и уплотнена таким образом, чтобы привлечь всех учащихся класса.
После выполнения заданий ученики проводят взаимный контроль и выставляют баллы каждому ученику группы. Затем результаты каждая группа докладывает, они анализируются всеми учениками с целью подтверждения объективности оценки [8].
Сейчас проверка знаний должна удовлетворять определенным требованиям: проводиться быстро, мобильно, различными методами и приемами, способствовать повышению самоконтроля и взаимоконтроля учащихся. Неслучайно в практике работы учителей наблюдается большая тяга еще и в такой письменной работы, как программный учет знаний. Для обобщения терминологии следует проводить диктант, разного рода тесты, заполнять схемы и т. п. Очень перспективный и педагогически важный прием проверки – решение задач.
Тестовый контроль широко применяется при тематического контроля и проведения зачетов, потому, что он позволяет быстро установить обратную связь, быстро сделать анализ ответов, но тестовый контроль не имеет решающего значения в учете знаний, умений и навыков учащихся, так как не позволяет выявить объем знаний, их полноту и глубину. Известно, что в каждой теме основ здоровья вопрос, ответы на которые можно оценить в процессе тестовой проверки знаний, но объективно оценить возможно только в соотношении тестового контроля с другими методами [4].
Практические методы контроля знаний.
Программа по основам здоровья ориентирует на систематическое проведение наблюдений, экспериментов, практических работ. Итак, большое значение имеет практическая проверка знаний и умений учащихся. К тому же программой предусмотрена такая структура, как формирование умений и навыков учащихся.
Методы практической проверки дают возможность убедиться в сознательном усвоении учениками программного материала и применить его к решению практических задач. Степень усвоения практических умений проверяется конкретными результатами, полученными при изготовлении наглядных пособий, постановке опытов, проведении профилактической оздоровительной работы и тому подобное.
Практические методы проверки и контроля знаний предусмотрено программой, в которой в конце каждого раздела необходимо провести итоговый контроль знаний и выяснить, как учащиеся овладели знаниями и умениями [13].
Известно, что практические умения можно применять только путем использования практических методов контроля и коррекции знаний.
Практические методы контроля и оценки знаний также имеют большое значение для овладения практическими приемами общения учеников в процессе проведения экскурсий, во время выполнения внеурочных и внеклассных заданий, а также пожилых задач.
К тематическому и итоговому контролю знаний необходимо готовить для учеников комплексные задания, в которых сочетаются письменные, графические и практические методы и приемы контроля знаний.
Все методы контроля проверки и коррекции знаний применяются в итоговых контрольных работах и зачетах.
Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
В результате проделанного исследования автор пришел к следующим выводам.
1. Термин «проверка», с точки зрения этих целей, приобретает смысл метода – способа познания и достижения поставленных целей образования, развития, воспитания. Тогда рассматриваемые функции проверки знаний, поскольку они совпадают с целями образования, развития и воспитания, будут основными функциями и процесса обучения.
Функции проверки знаний учащихся многообразны. Так как основная цель проверки знаний – выявление и диагностика результатов образования, развития и воспитания, то основными функциями проверки, следовательно, должны быть функции, совпадающие с основными задачами этой части процесса обучения.
2. Систематическая проверка знаний учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении математики, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.
Кроме того, проверка знаний оказывает влияние и на работу учителя. Следует отметить ориентирующую и стимулирующую функции проверки. Если проверка знаний ориентирует ученика в достижениях и недоработках его учебной деятельности, то учителя она ориентирует, прежде всего, в достижениях и недочетах его преподавания. Ориентируя учителя в результатах преподавания, проверка знаний помогает ему совершенствовать дальнейшую работу, то есть проверка знаний является своего рода стимулом для повышения качества работы учителя. И, наконец, проверка знаний дает возможность учителю лучше узнать индивидуальные особенности учащихся, помогает вернее найти индивидуальный подход к ним.
3. Последовательно работая над формированием и развитием умений, связанных с контролем и самоконтролем в математической деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.
В дидактике выделяют следующие виды проверки знаний учащихся в зависимости от выполняемой дидактической функции: предварительную, текущую, тематическую (периодическую), заключительную (итоговую). Данная классификация проверки знаний связана с этапами процесса обучения.
4. При проверке знаний учащихся применяются следующие методы: метод устной проверки; метод письменной проверки; метод практической проверки; метод графической проверки.
Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. В методике письменно – графических работ выделяют четыре основных этапа, которым надо уделять внимание, это подготовка, организация, проведение, анализ результатов.
Цель исследования: выявить влияние различных форм контроля и проверки знаний на качество усвоения знаний учащихся на уроках математики.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!