Проверка знаний учащихся на уроках математики.

Вместе с индивидуальным применяется и опрос, и фронтальная устная проверка. Школьники должны кратко и точно излагать свои мысли, что не позволяет выявить полноту знаний. Поэтому прослушивания коротких ответов должно заканчиваться обобщением, выводами, которые дополняют фронтальную форму проверки. Часто проводить фронтальную проверку не стоит.
Одним из методов проверки знаний и умений учащихся является письменная проверка. Письменная проверка знаний применяется при тематического контроля знаний учащихся. К письменных заданий принадлежит описание объектов, заполнение таблиц, выполнение рисунка или подписей к уже готовому «немого» рисунка.
Во время тематического контроля и оценки знаний, умений и навыков определяются прикладные понятия, которые позволяют ученикам осмыслить, где полученные знания могут быть применены на практике [2].
Тематическая проверка и контроль знаний имеют большое развивающее и воспитательное значение. Особое значение при проверке знаний имеют интеллектуальные приемы, которые способствуют развитию школьника. К этим приемам относятся задачи, которые имеют объекты для сравнения, сопоставления, анализа, обобщения, систематизации и тому подобное.
Тематический контроль и оценка знаний предусматривают четкое и детальное определение понятий, необходимых для усвоения. Учителю всегда следует помнить: все знать и повторить невозможно учета этого положения позволяет сэкономить время и не тратить его на второстепенный материал.
Тематическая проверка и контроль знаний должны иметь репродуктивные и творческие задачи. При этом очень важно установить оптимальное сочетание этих видов деятельности. В процессе изучения темы учитель на каждом уроке должен организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы отвечая и выполняя другие задачи ученики смогли не только воспроизводить содержание изученного материала, называть объекты, показывать их на скрижали или натуральных объектах, но и осуществлять творческие операции : сравнивать объекты, находить общие и отличительные признаки, выделять главное, делать выводы на основе сравнения, устанавливать взаимосвязи, находить в тексте учебника или иной учебной литературы определения и ответы на задания. Кроме того, самостоятельно составлять план ответа, использовать теорию на практике различных производств и научных направлений [6].
В последние годы широко применяются комбинированные плотные методы контроля и оценки знаний. При этом, письменная работа применяется с графическим приемом, с решением ситуационных задач и др.
Плотный контроль знаний предполагает сочетание различных методов и средств контроля. Ученики делятся на группы по 4-6 человек (группы могут быть постоянными или сформированными для конкретной темы).
Группы получают задания, письменные задачи, практические выполнения рисунков, работа с учебником, другой учебной литературой, дидактическим материалом. При этом задача комбинированно и уплотнена таким образом, чтобы привлечь всех учащихся класса.
После выполнения заданий ученики проводят взаимный контроль и выставляют баллы каждому ученику группы. Затем результаты каждая группа докладывает, они анализируются всеми учениками с целью подтверждения объективности оценки [8].
Сейчас проверка знаний должна удовлетворять определенным требованиям: проводиться быстро, мобильно, различными методами и приемами, способствовать повышению самоконтроля и взаимоконтроля учащихся. Неслучайно в практике работы учителей наблюдается большая тяга еще и в такой письменной работы, как программный учет знаний. Для обобщения терминологии следует проводить диктант, разного рода тесты, заполнять схемы и т. п. Очень перспективный и педагогически важный прием проверки – решение задач.
Тестовый контроль широко применяется при тематического контроля и проведения зачетов, потому, что он позволяет быстро установить обратную связь, быстро сделать анализ ответов, но тестовый контроль не имеет решающего значения в учете знаний, умений и навыков учащихся, так как не позволяет выявить объем знаний, их полноту и глубину. Известно, что в каждой теме основ здоровья вопрос, ответы на которые можно оценить в процессе тестовой проверки знаний, но объективно оценить возможно только в соотношении тестового контроля с другими методами [4].
Практические методы контроля знаний.
Программа по основам здоровья ориентирует на систематическое проведение наблюдений, экспериментов, практических работ. Итак, большое значение имеет практическая проверка знаний и умений учащихся. К тому же программой предусмотрена такая структура, как формирование умений и навыков учащихся.
Методы практической проверки дают возможность убедиться в сознательном усвоении учениками программного материала и применить его к решению практических задач. Степень усвоения практических умений проверяется конкретными результатами, полученными при изготовлении наглядных пособий, постановке опытов, проведении профилактической оздоровительной работы и тому подобное.
Практические методы проверки и контроля знаний предусмотрено программой, в которой в конце каждого раздела необходимо провести итоговый контроль знаний и выяснить, как учащиеся овладели знаниями и умениями [13].
Известно, что практические умения можно применять только путем использования практических методов контроля и коррекции знаний.
Практические методы контроля и оценки знаний также имеют большое значение для овладения практическими приемами общения учеников в процессе проведения экскурсий, во время выполнения внеурочных и внеклассных заданий, а также пожилых задач.
К тематическому и итоговому контролю знаний необходимо готовить для учеников комплексные задания, в которых сочетаются письменные, графические и практические методы и приемы контроля знаний.
Все методы контроля проверки и коррекции знаний применяются в итоговых контрольных работах и зачетах.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ