Роль дидактической игры в формировании познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи

Цель исследования - теоретически обосновать возможности дидактической игры как средства развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Введение и актуальность


У дошкольника восприятие окружающего мира в значительной степени отличается от восприятия взрослого человека. Так, дети зачастую рассматривают предметы такими, какими их передает непосредственно восприятие, они не видят внутренние отношения вещей. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным. В психолого-педагогической литературе данное явление называется «реализмом». Это явление не позволяет ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи.
Особое место в познавательной сфере занимает память. Памяти характерна непроизвольность, но в старшем дошкольном возрасте, на ряду с развитием игры и под влиянием взрослого, у детей формируется произвольное, преднамеренное запоминание.
В дошкольном возрасте важным является развитие образных форм познания окружающего мира, восприятия, образного мышления, воображения. Внимание, память, мышление у дошкольника приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. В среднем дошкольном возрасте происходит переход к использованию внешних вспомогательных средств, а в старшем дошкольном возрасте происходит их «вращивание».
Основные средства, которыми овладевает дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. На данном этапе развития дошкольника происходит эмпирическое обобщение. Ребенок задает много вопросов, стремясь самостоятельно классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, нынешнего и прошлого, добра и зла.
В 5-7 лет наблюдается первая исходная форма теоретического мышления ребенка, когда он пытается осмыслить явления жизни и смерти. Период до 7 лет характеризуется переходом от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам логического мышления.
Дошкольник начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Такое мышление отличается характерной особенностью - любая ситуация оценивается ребенком только со своей позиции и своей точки зрения. Другие особенности мышления ребенка продиктованы эгоцентризмом и связаны с ним: синкретизм, «несохранение количества», артификализм, анимизм, реализм. Одним из основных направлений развития мышления в дошкольном возрасте является преодоление эгоцентризма.
Современная педагогическая система сенсорного воспитания способствует овладению дошкольниками общественным сенсорным опытом, способами определения многочисленных качеств и свойств предметов (форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами).
Основным средством данного процесса является система сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны являют собой выработанные человечеством представления, а также общепринятые образцы различных свойств и отношений предметов. Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта, усвоение знаний происходит в определенной системе.
Важную роль в интеллектуальном развитии ребенка играет саморазвитие, формирование самостоятельности и активности познания самого ребенка. Данный тип мышления определяется как детское экспериментирование, в котором происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.
В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Выделим основные направления речевого развития дошкольника [17]:
расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур;
снижение уровня эгоцентризма речи ребенка;
развитие функций речи: речь как орудие общения, как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, которая полноценно описывает ситуацию, события, содержание увиденного.
На протяжении всего дошкольного периода в тесной связи с речью активно развивается и воображение, которое выражается способностью видеть целое раньше частей.
Воображение важнейшее психическое новообразование дошкольного периода. Становление воображения является важным направлением психического развития ребенка. Воображение опирается на реальный опыт дошкольника, но допускает небольшое отхождение от действительности. Воображение ребенка дошкольного возраста максимально раскрывается в сюжетно-ролевой игре, где наблюдаются условные функции предметов, символическое значение действий, воображаемая ситуация, образ роли.
По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение способствует формированию целостного образа события или явления. Аффективное воображение являет собой защитную функцию ребенка, которая реализуется путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем).

Заключение и вывод

Цель курсовой работы - теоретически обосновать возможности дидактической игры как средства развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В проведенном исследовании была изучена сущность дидактической игры. В результате анализа понятия «дидактическая игра» выявлено, что оно постепенно развивается в пределах дидактики. Учеными охарактеризована суть дидактической игры как метода обучения, ее особенности, основные функции, структуру, этапы организации, дидактические условия и оптимальные способы использования и тому подобное.
Так, полифункциональность данного метода обучения, возможность использования в учебных заведениях разных типов, с представителями различных возрастов, на разных этапах изучения определенной темы предопределяют его целенаправленное использование в ходе реализации компетентностного подхода к организации учебного процесса.
Также в работе рассмотрены приемы организации и руководства дидактическими играми в ДОУ.
Анализ научной литературы позволил определить условия развития познавательных способностей старших дошкольников через дидактические игры.
Организация педагогической среды с целью развития познавательных способностей старших дошкольников предусматривает создание позитивной атмосферы, где царит гуманность, взаимное, взаимопомощь, где каждый ребенок чувствует себя безопасно.
Организация познания с помощью дидактических игр предусматривается создание положительного психологического климата в условиях индивидуального взаимодействия ребенка со взрослым. Педагог побуждает ребенка к общению по поводу познавательных потребностей и проблем, которые волновали дошкольников, способствует углублению познавательных интересов и активности детей.
Также педагогом должна обеспечиваться материальная предметно-игровая, развивающая, коммуникативная среда.
Следовательно, для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста необходимо:
учитывать индивидуально-психологические особенности: темп усвоения знаний, особенности эмоций, регуляцию поведения;
формировать положительное эмоциональное отношение к любой деятельности, использовать интеграцию различных видов детской деятельности.
Таким образом, дидактическая игра - целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ