Предметное содержание и методика преподавания темы Восстание декабристов в средней общеобразовательной школе

Изучение в школе дискуссионных вопросов исторической науки позволяет ученикам прикоснуться к процессу познания прошлого профессиональными историками, выяснить, какое место в данном процессе занимает объективная реальность, и обсудить, что сами историки привносят в данную реальность. При этом версия историка является формулировкой разрешаемой проблемы и задаёт некоторое поле неопределённости с возможным выходом на решение дискуссионного вопроса исторической науки
Отобранные для обсуждения дискуссионные вопросы должны:
содержать заимствованные у других историков готовые, полноценные факты и находить им новое применение;
быть связанными со смежными, параллельными дискуссионными вопросами и обязательно иметь ответ на выдвинутую версию;
позволять сравнивать прошлое и настоящее;
содержать аргументированное обоснование обсуждаемой версии.
Рассмотрение дискуссионных вопросов позволяет как учителю, так и учащимся понять сложность задачи историка, заключающейся в том, что в историческом настоящем содержательный диалог исторических времён ему приходится вести на языке прошлого. Ученики приучаются вычленять в формулировках исторической версии стиль рассуждений самого историка и стиль мышления людей другой эпохи. Наконец, в процессе рассмотрения дискуссионного вопроса ученики повторяют исследовательский маршрут историка от сбора исторических фактов (установление данных) через их объяснение (классификация и интерпретация) к пониманию исторических процессов (выводы).
Знание исторических фактов (установление данных) является исходным моментом в формулировании гипотезы или версии исторического события, явления или процесса.
Объяснение (классификация и интерпретация) исторического факта выявляет логическую связь между отдельным фактом и некоторым общим утверждением. Объяснения обусловлены множественностью факторов и могут варьироваться в широком диапазоне.
Понимание исторических процессов (выводы) зависит от достаточности фактов, качества их классификации, интерпретации и мировоззренческих установок историка.
Исторический факт может быть установлен на основе причинно-следственной, дедуктивно-номологической и теологической модели.
Причинно-следственная модель позволяет установить неизвестный факт на основе связи между причиной и следствием.
Дедуктивно-номологическая модель позволяет установить неизвестный факт не только на основе причинно-следственных связей, но и на базе знания научных законов вообще.
Теологическая модель выводит исторический факт из анализа цели и намерения участников исторических событий и явлений.
Следовательно, дискуссионный вопрос включает в себя выдвинутую историком версию и полную или частичную аргументацию (критику) предположительного ответа на неё, убеждающую в его правоте всякого, кто принимает его посылки.
При этом учителю необходимо помнить, что непосредственным предметом исследования историка всегда является конкретная историческая действительность. В зависимости от своих взглядов разные историки могут далеко расходиться между собою в определении исследовательской задачи — от простого описания того или иного конкретного события до выявления определённых закономерностей, объясняющих ход событий в известных пространственно-временных рамках. Но во всех случаях в центре их внимания находится человек, в процессе деятельности которого вершится сама история.
Несогласие учёных по изучаемой ими проблеме в исторической науке имеет под собой рациональное основание. Такое понимание позволит обучающимся в дальнейшей жизни избежать расхожей ошибки: считать однозначность конечной целью исследования.
В процессе изучения дискуссионных вопросов приходит осознание учащимися, что подлинная наука всегда относительна, а результаты исследования могут быть дополнены, скорректированы.
Движение декабристов остается одной из самых популярных исследовательских тем в связи с огромным количеством возникающих у исследователей вопросов. Движение декабристов – это годы работы организаций, обсуждения будущего развития России, где подготовка и само проведение восстания 1825 года является лишь верхушкой айсберга. В школьном курсе истории изучению декабристского движения отведено лишь 1-2 учебных часа, которые не позволяют в полной мере осветить становление, развитие и организацию декабристского движения и проведенного восстания, а также его последствий для самих бунтовщиков, императора и развития страны.
Поскольку декабристы не смогли реализовать свои планы, а в тайные общества входили люди с различным мировоззрением, существует множество научных концепций декабристского движения. Одни исследователи видят в нем начало революционного движения, другие — конец эпохи дворцовых переворотов, третьи — первый масонский заговор. Однако большинство соглашается, что восстание декабристов стало этапным пунктом в истории Российской империи, без которого она могла бы иметь другой ход.
На данный момент новейшее декабристоведение развивается в двух направлениях:
уточнение и конкретизация уже известных фактов, поиск и публикация малоизвестных документов, изучение историографических и краеведческих сюжетов;
кардинальное переосмысление движения декабристов, переоценка его роли в истории России и Европы.
Основные дискуссионные вопросы сводятся к определению мотивов деятельности декабристов, их идеологии и оценке декабристских организаций и восстания на Сенатской площади их современниками и историками уже с позиций нашего времени. Современные исследования (Мироненко С.В.) несколько изменяют вектор декабристоведения, поднимая вопрос о случайном и закономерном в восстании на Сенатской площади, и в целом существовании и деятельности декабристских организаций.
2.2. Организация работы школьников в процессе изучения дискуссионных вопросов исторической науки на примере темы «Восстание декабристов»

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ