Жизнь и научная деятельность Лейбница

Цели и задачи

Цель исследования – изучить научную биографию Г.

Введение и актуальность


Совместно с Бойнебургом у Г. В. Лейбница возникает идея предложить Франции поход против Турции и овладение Египтом, для чего Г. В. Лейбниц в конце марта 1672 г. под видом продолжения дальнейших научных занятий отправляется в Париж. В парижские годы центр тяжести деятельности Г. В. Лейбница перемещается в сторону естествознания и математики. Тем временем Г. В. Лейбниц остается без поддержки – в конце 1672 г. умирает Бойнебург, в начале 1673 г. – курфюрст Шёнборн, поэтому Г. В. Лейбниц снова оказывается перед необходимостью искать новое место.
Еще в 1671 г. Г. В. Лейбниц начал переписку с ганноверским герцогом Иоганном Фридрихом, который неоднократно предлагал Г. В. Лейбницу поступить к нему службу. Ввиду изменившихся обстоятельств, теперь, в середине 1676 г. ученый принимает это предложение и в октябре 1676 г. покидает Париж. Однако прежде чем поехать в Ганновер, вторую половину октября он проводит в Лондоне, встречаясь с членами Королевского общества, имеет беседы на математические темы, преимущественно с Дж. Коллинсом, доверенным лицом Ньютона, и на технические. В Ганновер Г. В. Лейбниц прибыл в декабре 1676 г. и занял место библиотекаря при ганноверском герцоге Иоганне Фридрихе – человеке неглупом, осмотрительном и весьма ценившеем дарования Г. В. Лейбница.
Уже в декабре 1677 г., Г. В. Лейбниц официально становится государственным чиновником при юридической канцелярии, фактически, министерства юстиции. В этот период у Г. В. Лейбница возникает ряд идей экономического характера – он представил герцогу проект замены водяных двигателей, использовавшихся для отбора воды на руднике в Гарце двигателями новой конструкции. Однако все планы Г. В. Лейбница были разрушены неожиданной смертью герцога Иоганна Фридриха, в результате чего Г. В. Лейбниц остался не только без друга (а с герцогом его связывала настоящая дружба), но и без уверенности в будущем.
Поэтому в первые месяцы 1680 г. Г. В. Лейбниц выясняет, нет ли возможности перейти из Ганновера на другое подходящее место. Однако вступивший после смерти герцога на престол его младший брат Эрнст Август – энергичный, честолюбивый человек, не спешил расставаться с Г. В. Лейбницем и тот продолжает руководить работами в гарцских рудниках и заниматься юридической практикой. Однако с воцарением Эрнста Августа финансирование библиотеки резко сократилось, прекратилась начатая ещё до Г. В. Лейбница работа над историей графства. Взамен перед Г. В. Лейбницем была поставлена задача написать историю княжеского дома, которая будет дамокловым мечом висеть над ученым до конца его дней.
К этому периоду относится «Рассуждение о метафизике» (1686 г.), которое отмечает один из наиболее важных этапов в интеллектуальной жизни ученого. В 1685-1687 гг. Г. В. Лейбниц, выполняя задачу, поставленную Эрнстом Августом, вступает в переписку с видными специалистами в Германии, Франции, Италии, Голландии, получая справки и указания относительно его исторического исследования. В ходе его изысканий необходимой становится поездка в Мюнхен, куда Г. В. Лейбниц попадает кружным путем через Гессен, Рейнфельс, Марбург, Нюрнберг, Зульцбах. Дальнейшее исследование приводит его в Италию.
Вопрос о поездке в Италию еще не был решен, но были поручения в Вену, куда и направляется Г. В. Лейбниц, уже в 1688 г. получая аудиенцию у императора и излагая ему свой план организации в Вене Академии наук.
С начала марта 1689 г. примерно год Г. В. Лейбниц проводит в Италии, где совместно со шведской королевой Христиной организовывает в Риме новую физико-математическую Академию. 23 марта 1690 г. Г. В. Лейбниц выехал из Венеции и направился в Ганновер через Прагу, Дрезден, Лейпциг.
В 1691 г. Г. В. Лейбниц дал обещание Эрнсту Августу окончить историю его княжеского рода в 1693 г., однако срок подошел, но работа не была выполнена, о чем ему неустанно напоминали герцог и министры.
Тем временем место Эрнста Августа занял его старший сын – Георг Людвиг, чье отношение к Г. В. Лейбницу было холодным, а порой граничило с неуважением. Георг Людвиг с удвоенной энергией начинает требовать от пятидесятидвухлетнего Г. В. Лейбница написанной истории, опасаясь, что все затраченные средства могут ничего не дать, если ученый умрет, не завершив своего труда. На этот период приходятся два основных произведения Лейбница-философа: «Новые опыты о человеческом разуме, принадлежащие автору теории о предустановленной гармонии» написанное в 1704 г., но опубликованное только в 1765 г., и «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла», созданная в 1710 г.
Медленно, но продвигался и заказанный труд, постепенно превратившийся в историю всей Германской империи. Занимает Г. В. Лейбница и проект основания в Берлине научного общества. Проект этот начал воплощаться с 1700 г., и требовал пристального внимания Г. В. Лейбница, который был вынужден делить свое время между Ганновером и Берлином, находясь, по сути, одновременно на двух службах. Однако затеянный проект оказался не слишком удачным – организация общества шла медленно, и когда в январе 1711 г. наконец состоялось торжественно открытие – Г. В. Лейбница на него просто не пригласили. В 1700 г. Г. В. Лейбниц по желанию императора направился в Вену, где он выступал за создание Академии наук.
С начала 90-х Г. В. Лейбница все больше интересует Россия и личность Петра I, и наконец, он получает возможность удовлетворить свой интерес – старый друг Г. В. Лейбница Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский выдавал свою внучку за сына Петра I, царевича Алексея, и пригласил Г. В. Лейбница на свадьбу для встречи с Петром. На состоявшейся встречи Петр I с большим интересом отнесся к идее создания Академии наук и принял услуги ученого для упорядочения российских законов. Г. В. Лейбниц получает ещё одну возможность увидеться с Петром I в Карлсбаде, затем сопровождает его в Теплиц и Дрезден, откуда отправляется в Вену, уже приняв звание тайного советника юстиции на службе у Петра I и приступает к плану созданию Академии наук в Санкт-Петербурге. В январе 1713 г. Г. В. Лейбниц получает согласие на основание научного общества в Вене и становится советником императора Карла VI. Однако создание Академии наук затягивается, и после настойчивых требований Георга Людвига, Г. В. Лейбниц был вынужден вернуться в Ганновер. Наиболее значительное из произведений Г. В. Лейбница, написанное в это последнее пребывание в Вене – очерк «Монадология», замыкающий философскую систему Г. В. Лейбница.
В 1715 г. Г. В. Лейбниц не покидал Ганновера, всецело занятый написанием истории, хотя здоровье его к этому периоду резко ухудшилось – он был вынужден много времени проводить в постели. 14 ноября 1716 г. его здоровье резко ухудшилось. Пришлось пригласить врача, который нашел состояние Г. В. Лейбница угрожающим. Однако помочь ему не удалось, и около десяти часов вечера того же дня Г. В. Лейбниц умер.

Заключение и вывод


В данной работе были проанализированы жизненный путь и научная деятельность немецкого философа и ученого Готфрида Вильгельма Лейбница.
В первой главе был сделан обзор жизни Г. В. Лейбница, начиная с его рождения 21 июня 1646 г. и заканчивая днем его смерти 14 ноября 1716 г. Даже беглый взгляд на основные даты, отмечающие жизненный путь этого разностороннего мыслителя и ученого, приводит к выводу, что Г. В. Лейбниц, за исключением первых детских и юношеских годов, провел свою жизнь в постоянных странствиях. В его биографии фигурируют как европейские столицы, так и менее известные города, куда он прибывал, ведомый научными или практическими интересами. Несомненно, важное значение в его жизни имели монархи – герцоги небольших княжеств и императоры, при которых он состоял на службе, как юридический советник, библиотекарь. Если философская и научная деятельность Г. В. Лейбница измеряется такими великими трудами, как «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла», «Монадология», «Новые опыты о человеческом разумении», то его повседневную, частную жизнь можно мерить именами герцогов Иоганна Фридриха, Эрнста Августа, Георга Людвига и др., которым посчастливилось (хотя не все они это осознавали) иметь на службе редкие дарования Г. В. Лейбница. Из биографии вырисовывается портрет неутомимого исследователя, удивительно многогранного ученого, в фокусе внимания которого находились философия, математика, химия, юриспруденция, история.
И в каждой из этих сфер он добился более-менее крупного успеха, хотя в истории он известен, прежде всего, как математик и философ. Его философская система, изложенная в трудах «Новые опыты о человеческом разумении», «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» и «Монадологии», была рассмотрена во второй главе данной работы. Система Г. В. Лейбница строилась на ряде методологических принципов, таких как принцип всеобщих различий, принцип тождественности, принцип непрерывности, закон монадности или дискретности.
Г. В. Лейбниц много уделял вопросам теории человеческого познания, признавая у человека наличие некоторых врожденных представлений, которые подобны прожилкам мрамора, из которых затем разворачиваются полноценные представления человеческого сознания. Г. В. Лейбниц разделил истину на истину фактов и истину разума, где первая носит вероятностный характер и приобретается в результате индукции, а вторая познается с помощью логического и математического познания.
Устройство мироздания Г. В. Лейбницем представлено в учении о монадах – мыслящих телесных субстанциях, неделимых и несводимых ни к чему, и представляющих собой полноценное отражение универсума, содержание которого они составляют. Монады разделяются иерархически по степени отчетливости их представлений и самосознания. Они дифференцируются от самых низших, где представления смутны, до человеческого уровня с большой степенью самосознания и сознания и до наивысшего, где находится Бог. Путем объединения через отношения субординации монады образуют единство, в котором выделяется господствующая монада-энтелехия, обладающая способностью к сознанию себя и сознанию представлений других монад. Все единство мира утверждается через особое представление Бога, который способен видеть мир не только как монада, откуда проистекает принцип предустановленной гармонии – принцип всесогласованности монад.
Размышляя о природе добра и зла, Г. В. Лейбниц, приходит к выводу, что подлинно существует только добро, что обусловлено совершенством мира, а совершенство мира, в свою очередь, определяется совершенством, всемогуществом и добротой Бога, его сотворившим. Зло проявляется как качественный недостаток добра, который возникает в результате невежества человека, который принимает зло за добро, но через зло человек учится различать справедливость и несправедливость, благо и зло.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ