особенности упражнения как основного средства обучения иностранному языку

Цели и задачи

Цель исследования: выявить особенности упражнения как основного средства обучения иностранному языку.

Введение и актуальность


К условно-речевым упражнениям Е.И. Пассов относит пересказ, описание, выражение отношения, оценки. При выполнении условно-речевых упражнений необходимо установки формулировать так, чтобы они выражали какой-либо один из множества стимулов, побуждающих человека высказаться в процессе реального общения. Вместо обычного «Поставьте в прошедшем времени» можно сказать: «Я буду говорить о том, что я обычно делаю, а вы поинтересуйтесь, делал ли я это раньше».
В условно-речевых упражнениях реплика говорящего задана, обусловлена, опоры имеют место, но они обладают ситуативностью, обладают речевой задачей. Тем самым создаются условия, адекватные речевым, что и позволяет формулировать навык, способный к переносу. (Пассов Е.И. Системность упражнений для обучения говорению / Е.И. Пассов // Иностр. языки в школе - 1977. № 6. - С.12-15.)
Выделяют 4 наиболее важных типологических признака подлинно- речевых упражнений (РУ):
1. РУ всегда обеспечивает наличие стратегии и тактики говорящего (пишущего, читающего, слушающего). Упр.1: Я знаю, что ты много читаешь. Какое из последних прочитанных тобой произведений ты посоветуешь мне прочесть и почему? Стратегическая задача – посоветовать - задается, но не навязывается собеседником: просьба делает задачу естественной. Упр.2: «Как вы считаете, изучение какого учебного предмета наиболее необходимо в наше время?». В данном случае стратегической задачей будет – убедить.
2. РУ всегда актуализирует взаимоотношения участников общения. Упр.3: «Если бы к нам в город приехала делегация из …, что бы вы показали нашим друзьям?» Данное упражнение рассчитано на чувство гордости за свой город, страну, на проявление дружеских чувств к зарубежным друзьям.
3. РУ – это всегда новая ситуация, благодаря чему обеспечивается продуктивность высказывания. Упр.4: «Расскажи своим одноклассникам о работе вашей спортивной секции»; Упр. 5: «Убеди N. стать членом вашей секции»; Упр. 6: «Убеди меня, что работа в вашей секции интересна».
В упражнении 5 сменилась задача; в упражнении 6 – адресат. Обновляя посредством установки компоненты ситуации, учитель поддерживает её новизну.
4. РУ развивает речевую активность и самостоятельность.
Речевая активность обеспечивается учетом личностных свойств учащихся и вызовом отношения к воспринятому, а самостоятельность – специальной стратегией использования убывающих опор. Таким образом, РУ есть форма общения, специально организованная таким образом, что обеспечивает управляемый выбор стратегии говорящего, актуализирует взаимоотношения участников общения, вызывает их активность и естественную мотивированность речевой деятельности, воспитывает самостоятельность и продуктивность речевого умения. (Пассов Е.И. Системность упражнений для обучения говорению / Е.И. Пассов // Иностр. языки в школе - 1977. № 6. - С.12-15.)
Решающее значение для речевых упражнений имеет установка. Принято выделять пять обобщенных типов речевых задач:
1. Сообщение - уведомить, доложить, информировать;
2. Объяснение - охарактеризовать, показать, конкретизировать, уточнить, заострить внимание;
3. Одобрение - рекомендовать, посоветовать, подтвердить, поддержать, оправдать, похвалить, поздравить, поблагодарить;
4. Осуждение - покритиковать, опровергнуть, возразить, отрицать, пристыдить, обвинить, оспорить;
5. Убеждение - доказать, обосновать, уверить, побудить, внушить, уговорить, воодушевить, настоять. (Пассов Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматического навыка : учеб. пособие / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1978. - 168с.)
Наряду с опорами и временем установка - один из важнейших факторов организации этих упражнений. Установка как речевое задание всегда формулируется на основе речевых функций.

Заключение и вывод


В ходе исследования темы курсовой работы было выявлено, что упражнение – это повторное выполнение действия с целью его усвоения. Упражнение приобретает особое значение в тех учебных дисциплинах, где предусматривается становление навыков и умений. Такой учебной дисциплиной и является ИЯ.
Под упражнением понимается не только то, что связано лишь с тренировкой, а любая форма взаимодействия учителя и учащихся, опосредуемая учебным материалом и имеющая структуру: постановка задачи, указание на пути ее решения (опоры, ориентиры), ее решение и контроль.Именно упражнение оказалось тем строительным материалом, из которого слагается процесс обучения ИЯ. Каждое упражнение преследует какую-либо учебную цель. Цели упражнения зависят от конечной цели обучения, но они более конкретны и относятся к конечным целям как частное к общему. Каждое упражнение содержит дозу заданий, навыков и умений, которые в нем отрабатываются. Для упражнения обязательны и средства обучения. Ведущими средствами обучения в упражнениях выступают учебные материалы, главным образом в виде учебных текстов. 
Упражнения различаются по родам, видам и типам. Как известно, род включает несколько видов, поэтому классификация упражнений по родовым признакам помогла бы выделить сначала роды, а затем и виды упражнений. Родовые признаки упражнений связаны с основными категориями методики: целями, содержанием, методами и средствами обучения. Соответственно роды упражнений будут различаться по назначению упражнений, объекту действий, способу и условиям выполнения. Назначение позволяет классифицировать упражнения по аспектам языка и видам речевой деятельности, объект действий – по языковому материалу и навыкам и умениям, способ выполнения – по видам учебной деятельности, условия выполнения – по месту выполнения, по форме речи и по количеству языков.
Каждый из перечисленных родов упражнений распадается, в свою очередь, на виды. Так, по аспектам языка предусматриваются фонетические, лексические и грамматические упражнения; по видам речевой деятельности – упражнения в говорении, письме, аудировании и чтении.
Упражнения в методике – это специально организованное многократное выполнение языковых или речевых операций и действий с целью формирования и совершенствования речевых навыков и умений. Упражнение – это планомерное действие, которое направлено на достижение ближайших целей обучения. Характеристика планомерная логически вытекает их особенностей процесса усвоения материала, который тоже имеет планомерный характер и включает 3 этапа: формирования знаний и первичных умений; совершенствования навыка; развития речевого умения. Упражнение рассчитано на то, чтобы учащийся чему-нибудь научился. Для упражнения свойственна структура, компоненты которой, по сути, имитируют структуру учебной деятельности, а именно:
целевой компонент, который находит отражение в инструкции, иногда в образце выполнения. Формулировки задания характеризуются однократностью, краткостью, ориентированностью на конечный результат, носят практический характер. В преподавании иностранного языка инструкции могут быть как на родном, так и на иностранном языке, однако современная тенденция – давать инструкции на иностранном языке (на начальном этапе на родном) для того, чтобы усилить речевую практику, уменьшить интерференцию. Сами инструкции носят различный характер в зависимости от объекта усвоения. Различают инструкции, направленные на усвоение особенностей языкового материала, эти инструкции носят языковой характер, не коммуникативный, это могут быть инструкции коммуникативно-ориентированные, тогда в них включается речевая задача.
Все речевые задачи, применительно к коммуникативной методике, условно разделяют на 5 основных групп:
сообщение (известить, объявить, проинформировать, уведомить);
объяснение (охарактеризовать, конкретизировать, уточнить);
одобрение (поддержать, согласиться, подтвердить);
осуждение (возразить, отвергнуть, отрицать, высказать замечание);
убеждение (доказать, обосновать, дать дополнительную информацию).
2) исполнительный — предполагает наличие определенного наличия однотипных фраз, предложений, а также должно быть их достаточное количество. В зависимости от психологической концепции может быть различное количество предложений в одном упражнении. Например, в отечественной методике считается, что должно быть от 8 до 12 предложений, до 15, в зависимости от сложности материала, возраста обучаемых, наличия языкового опыта. В зарубежной методике – 25-30 предложений. Считают, чтобы что-то знать, надо довести до автоматизма. В основе отечественной методике должно быть осмыслено. В предложении должны быть соблюдены условия: принцип однотипности, принцип новизны.
компонент контрольный/контролирующий или обратная связь. Существует 2 вида связи: прямая (от учителя к учащимся) и обратная (от учащихся к учителю или компьютеру в рамках обучающей программы). Существует 2 вида обратной связи: частичная (при традиционном обучении) и полная (немедленное подкрепление правильности или неправильности действий). Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной.
Таким образом, языковой материал служит основой для выделения языковых и речевых упражнений, а навыки и умения – для подготовительных и практических упражнений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ