Особенности самосознания детей с зпр

Все исследователи единогласны в том, что развитие самосознания начинается с раннего (по мнению некоторых с младенческого) возраста. Оно происходит в процессе активного действования ребенка, которое определяется преимущественно его внутренним состоянием. В раннем возрасте ребенок знает не только свое имя, но и «открывает себя» как отдельную личность. Произвольное овладение своим телом приводит к появлению целенаправленных движений и действий. В процессе двигательного развития появляется общая телесная координация.
Именно в раннем возрасте в норме формируются первичные представления о схеме тела, становится относительно дифференцированным самоощущение. Нормально развивающийся ребенок способен локализовать телесные ощущения к середине второго года жизни, максимум – к двум годам. Это подтверждает, что схема тела сформирована. Еще раньше (в год-полтора) он начинает узнавать себя в зеркале, а затем и на фотографиях, что свидетельствует о первичной дифференциации «Я» и «не Я».
Возможность локализации телесных ощущений можно установить преимущественно при наличии у ребенка речи. Например, по просьбе старшего он может протянуть руку, показать нужную часть тела, а также ответить на вопрос о том, что у него болит.
В связи с трудностями в изучения детей раннего возраста многие аспекты ранних этапов становления самосознания остаются «белым пятном». Исследования, проведенные Т.В. Гуськовой и М.Г. Елагиной (1987), показали, что уже в этом возрасте у детей появляются мотивирующие представления и «гордость за достижения». Это свидетельствует о начале формирования системы «Я». Однако возникновение этих важнейших личностных новообразований предопределено взаимодействием ребенка и взрослого. Именно влияние взрослого в ходе общения определяет формирование соподчинения мотивов, которое определяет умение регулировать свое поведение.
Появление мотивирующих представлений знаменует собой первоначальный этап в развитии произвольного поведения. Именно с этого периода он начинает «строить» свое поведение, согласуясь с собственными желаниями и представлениями. Познание и открытие своего «Я», по мнению многих психологов, в этот период является доминирующей линией развития. В то же время это только начало длительного процесса становления самосознания.
У дошкольника в ролевой игре формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная активность, самосознание. Осознавая свое «Я», ребенок стремиться проявить себя, свою активность, подражая взрослым. В дошкольном возрасте активно развивается самооценка, которая во многом зависит от оценивания взрослыми.
Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения (половая социализация). Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем («когда я был маленьким», «когда я вырасту большой»).
Следующий период развития самосознания — младший школьный возраст. Ведущей становится учебная деятельность. Младший школьник начинает осознавать собственную роль и место в системе общественных отношений. Ребенок понимает значение новой социальной роли — роли школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Происходит изменение самосознания за счет формирования соответствующей внутренней позиции. Условно младший школьный возраст называют периодом рождения социального «Я».
До наступления подросткового возраста формирование самосознания характеризуется стихийностью, главным образом независимо от субъекта. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна основная линия, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.
В подростковом возрасте происходит включение в систему социальных связей, то есть развивается активное самопознание.
Б.Г.Ананьевым были выделены следующие периоды в онтогенезе сознания и самосознания [1]:
1) Выделение себя из окружающего мира, то есть отделение своих действий от предметов.
2) Осознание себя субъектом действия, то есть отделение себя от своих действий, появление произвольности
3) Употребление местоимения «мой», «моя» в 2-3 года
4) Употребление местоимения «я» в 3-4 года, то есть переход к понятию мысли о себе, начало формирования самооценки (сначала она только положительная, к 15-16 годам – реальная, соответствующая действительности)
По мнению В.С Мерлин существует несколько фаз развития самосознания [15]:
сознание тождественности – зачатки возникают уже в 11 месяцев, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его тела от ощущений, вызываемых внешними предметами
сознание Я как активного начала – ребенок осознает себя субъектом деятельности в 2-3 года, когда овладевает личным местоимением; возникает первая фаза детского негативизма «Я сам …»
осознание своих психических свойств – приходит в результате обобщения данных самонаблюдения, поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление
социально-нравственная самооценка – способность к ней формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Таким образом, развитие самосознания у детей с нормативным развитием — это длительный процесс проходящий путь от формирования представлений о схеме своего тела до выделения «Я» как внутреннего субъекта.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ