Совершенствование структуры управления нефтяной промышленностью

Цели и задачи

Целью настоящей работы является 1 - Анализ газового рынка и характеристика хозяйствующих на нём субъектов.

Введение и актуальность


Все названные документы, а вернее сказать, заложенные в них принципы, формы и методы государственного регулирования, согласно Стратегии-30, не должны претерпеть кардинальных изменений в ближайшие 20 лет. Тем не менее, уже в настоящее время отрасль находится под влиянием сложных вызовов, которые будут определять динамику ее развития на ближайшие десятилетия.
В марте 2010 г. был законодательно обеспечен приоритетный доступ на федеральный оптовый рынок электроэнергии для генерирующих компаний, работающих на попутном нефтяном газе. Небольшой срок, прошедший с момента принятия документа, не позволяет оценить изменения в эффективности использования попутного нефтяного газа. С технической точки зрения обеспечить устойчивую цепочку «попутный газ – энергогенерация» в состоянии только одна нефтяная компания – «Сургутнефтегаз», обладающая инфраструктурой для транспортировки отбензиненного попутного нефтяного газа на Сургутскую ГРЭС. Другим же компаниям, например, «ТНК-ВР» и «ЛУКОЙЛ», исходя из размещения их производственных объектов, было бы целесообразнее направлять отбензиненный попутный газ не на выработку электроэнергии, а в магистральные газопроводы ОАО «ГАЗПРОМ».
Таблица 2
Долгосрочный прогноз добычи газа в России
Регион 2001 г. 2010 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г. 2100 г.
Надым-Пур-Тазовский регион 523 520 415 236 220 84
Ямал и Гыдан 0 4 86 250 197 71
Европейская часть России (суша) 40,8 37,6 35,95 30,32 28,8 27,1
Восточная Сибирь и Дальний Восток (суша) 6,9 32,5 88,4 89,8 90,8 72,8
Карское море 0 0 16,7 102 209 77
Баренцево море 0 17 72 75 75 30
Прочие моря России 0,3 23,4 37,4 39,5 25,5 29
Россия всего: 571 634,5 750,55 822,6 846,1 390,9
Источник: Некоммерческое партнерство «Координатор рынка газа».
Сочетание крупномасштабной технологической модернизации отрасли с рациональной политикой использования запасов газа как для внутреннего потребления, так и для экспорта; стремление к максимизации доходов на внешнем и внутреннем рынках должны стать приоритетами долгосрочного развития отрасли. Только так можно обеспечить более мягкое вхождение в фазу естественного исчерпания ресурсов.
Длительный горизонт прогноза почти в 90 лет позволяет снивелировать воздействие сегодняшнего финансового кризиса на показатели работы отрасли. Таким образом, газовая отрасль России объективно подошла к некоей переломной черте в своем долгосрочном развитии. Исключительно высокие потребности в российском газе со стороны стран-импортеров как в Европе, так и в Азиатско-Тихо-океанском регионе, рост внутреннего спроса и диверсификация – все это формирует крайне напряженные условия для функционирования отрасли за пределами 2030 г. После 2040-2050 гг. гигантские газовые ресурсы России окажутся ограниченными в силу как естественного исчерпания, так и гипертрофированного спроса на газ в ближайшие десятилетия. Не менее острой оказывается и проблема использования газотранспортных систем, протяженность которых станет максимальной за всю отечественную историю, благодаря созданию ГТС азиатской части России. Альтернативные проекты ее сооружения, рассматриваемые в ОАО «ГАЗПРОМ», похоже, пока не способны дать однозначную оценку, следует ли объединять обе газотранспортные системы с точки зрения использования их мощностей в период, когда добыча газа начнет сокращаться.
Вопрос о необходимости формирования в России конкурентного внутреннего рынка природного газа по-прежнему остается дискуссионным, что отчетливо проявилось в условиях глобального финансового кризиса. В условиях кризиса государство должно исключить возможность размывания профильных активов «ГАЗПРОМА», перехода их за корпоративные долги к зарубежным кредиторам. Именно эту цель преследуют принятые в начале 2009 г. антикризисные меры Правительства РФ. Доминирующей тенденцией развития газовой отрасли в последние несколько лет стало усиление действенности государственного регулирования процессов экономической реформы, прежде всего управляемости государственного сектора экономики и акционерных компаний с государственным пакетом, лидирующее место среди которых занимает ОАО «ГАЗПРОМ».
Для того чтобы газовая отрасль смогла эффективно адаптироваться к долгосрочным вызовам ее развитию, необходимо реформировать не производственные компании, но, прежде всего, систему государственного регулирования контрактных отношений в отрасли, т.е. внутреннего рынка природного газа.
Целями развития системы государственного регулирования газовой отрасли должны стать:
•формирование справедливых, т.е. отвечающих фактическим издержкам производства и транспортировки, цен на природный газ;
•обеспечение нормальных воспроизводственных и инвестиционных процессов в газовой отрасли, ориентируясь на длительные циклы ее развития;
•рассредоточение финансовых рисков, связанных с продажей газа на внутреннем рынке, а также части инвестиционных рисков между компаниями различного профиля и масштаба;
•энергосбережение, прекращение нерационального использования попутного газа и других ценных компонентов углеводородного сырья, трудно осуществимое в условиях централизованного распоряжения ресурсами;
•сближение условий функционирования газовой промышленности России с условиями деятельности ведущих компаний Евросоюза, формирование нового типа рынка газа альтернативного упрощенной американо-канадской модели разделения бизнеса в добыче, торговле и транспорте газа;
•создание основы для выработки новых международных договоренностей и документов по газу, способных заменить действующую Энергетическую Хартию.

Заключение и вывод


1. России формируется тенденция монотопливного баланса. Для выравнивания перекоса топливно-энергетического баланса необходимо разработать и осуществить энергосберегающую программу по различным направлениям, включая мероприятия технического и технологического характера, а также структурные сдвиги по видам используемых энергоносителей;
2. России действует 24 газоперерабатывающих завода. По данным Института мировой экономики и международных отношении РАН, все вместе они перерабатывают лишь 7% российского газа. Необходимо переориентировать использование газа с топливных на сырьевые цели для производства продукции с высокой добавленной стоимостью для увеличения прибыли компании газового сектора;
3. Стратегический партнер для ОАО «ГАЗПРОМ» — Европа. В перспективе необходимо сохранить достигнутую долю на европейском газовом рынке. В долгосрочной перспективе осуществлять поставки газа в страны АТР и США Важно иметь доминирующие позиции российского газа в энергетике CHГ и ближнего зарубежья при переходе к сотрудничеству с данными партнерами на рыночные принципы ценообразования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ