Особенности оценки малых предприятий

Цели и задачи

Цель исследования – изучить особенности оценки малых предприятий.

Введение и актуальность


Стоит серьезно относиться к данному вопросу с самого открытия малого бизнеса. Поскольку, вся организаторская и экономическая деятельность основывается на правовых и экономических аспектах. В связи с тем, что в современном обществе активно развиваются абсолютно все виды деятельности, следует обратить внимание на такие виды деятельности как: юридические и бухгалтерские компании, налоговая помощь, которые могут помочь в решении трудных ситуаций. А при возникновении особых ситуаций следует обращаться в арбитражный суд.

1.2 Специфика оценки малого предприятия

Малый бизнес очень разнообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др. Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает предприятия, а точнее численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент.
Как показывает практика функционирования малых предприятий в России, в небольшом магазине, парикмахерской или автомастерской нет необходимости иметь специалиста-менеджера. Обычно функции управления в маленьких фирмах берет на себя ее владелец, т.е. происходит совмещение должностей [24, c.144]. Однако это не всегда оправдано, поскольку отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и в конечном итоге отрицательно сказывается на результатах работы. Руководитель фирмы должен не только заниматься текущими делами, но и смотреть вперед, видеть перспективы развития своего предприятия. Следовательно, главная задача менеджера (руководителя фирмы) заключается в том, чтобы с учетом всех факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.
Финансовый менеджмент в малом бизнесе в силу специфических особенностей становления и развития малых предприятий несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем [19, c.108]: - в небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель – хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли; - финансовый менеджмент направлен на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли.
Малые фирмы, созданные в форме АО, имеют право выпускать акции, но в силу определенных трудностей этой процедуры, как правило, не делают этого; - одним из приоритетных направлений финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования является оптимизация налогообложения. На крупных предприятиях все чаще привлекают специалистов для определения наиболее низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей;
- финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель. Чтобы ее получить, надо производить и продавать только то, что требуется рынку; Маркетинговая политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль.
- самый хороший менеджер мало чего может добиться, если у предприятия будет серьезный недостаток денежных средств. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала – одна из ключевых в финансовом менеджменте. Финансировать свою деятельность малое предприятие может за счет собственных (прибыль, амортизационные отчисления, личные накопления) и внешних источников (государственные субсидии, дотации, кредиты банков и т.д.); - эффективное использование долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов достигается посредством финансового планирования, которое является существенным элементом финансового менеджмента.
Инвестиции в крупных компаниях подразумевают вложение средств в значительные пакеты акций предприятий, строительство новых объектов и т.п.
В малом бизнесе любое вложение средств в основные фонды, будь то покупка одного компьютера или станка, уже является инвестициями, т.к. это вложение производится с целью получения прибыли. Но даже такое небольшое вложение средств является значительным событием для малого предприятия, поэтому должен быть точно рассчитан предполагаемый доход и предполагаемые расходы, связанные с этими инвестициями. Финансовый план крупной компании представляет собой объемный документ. Финансовый план в малом бизнесе будет состоять из тех же разделов, но содержать намного меньше деталей и вспомогательных документов.
Важнейшей составляющей финансового менеджмента является оценка финансового положения предприятия, которая представляет собой совокупность методов, позволяющих оценить состояние дел предприятия в ходе изучения результатов его деятельности. Большинство руководителей малых предприятий, признавая, что финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, на практике не проводят оценку финансового положения фирмы, ограничиваясь показателями прибыли и, в лучшем случае, рентабельности производства/продукции.
Оценка финансового положения малой фирмы, учитывая небольшой 29 объем бухгалтерской отчетности, установленный для малых предприятий, будет включать ограниченный набор показателей и основываться на данных формы №1 – «Бухгалтерский баланс» и формы №2 – «Отчет о прибылях и убытках». Таким образом, правильный выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов финансового менеджмента позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

Заключение и вывод

Малый бизнес является важным звеном в экономической деятельности государства и экономики в целом. Под этим понятием принято считать предприятие, которое характеризируется такими показателями: невысокая численность персонала; малый ассортимент продукции; невысокая производственная мощность; высокая оборотность капитала; ориентирование на местный рынок. Роль такого вида деятельности неоднозначна. Малый бизнес помогает развитию местного рынка, занятости населения и конкуренции в конкретном сегменте рынка. Благодаря такому фактору как «близость к рынку», малое предприятие имеет неплохие шансы на успех. В Российской Федерации малые предприятия занимают значительное место в экономической среде. Малый бизнес - это важный элемент народного хозяйства, который определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП.
В ходе исследования было проведен практический анализ деятельности предприятия малого бизнеса на примере ООО «Мир строительных технологий». Компания ООО «Мир строительных технологий» – предприятие, оказывающее полный комплекс услуг по производству и продаже строительных материалов, которые используются при коттеджном и малоэтажном строительстве.
Наличие сильных сторон в торговой компании ООО «Мир строительных технологий» – это большее разнообразие товаров и качество, а также гибкость ценовой политики. Основные недостатки маркетинговой деятельности ООО «Мир строительных технологий»: важнейшим недостатком является и недостаточный контроль со стороны руководства за исполнением приказов и распоряжений, слабое планирование маркетинговой деятельности, нет чёткого разграничения прав, обязанностей и ответственности между сотрудниками.
Организация финансовой работы на предприятии организованна недостаточно эффективно и требует совершенствования в системе контроллинга как подсистемы управления предприятием.
В целом, принимаемые руководством компании решения по развитию и организации деятельности не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер.
Решение проблем, возникающих перед руководством, вызывает значительные затруднения. Одной из основных причин является отсутствие в ООО «Мир строительных технологий», финансово-экономических целей и критериев.
Отсутствие у руководства четкого понимания целей, сложность ориентации в рыночных условиях, приводит к тому, что планирование отодвигается на второй план, неизбежно уступая место решению текущих дел.
Нечеткие цели и отсутствие технологии финансового планирования в ООО «Мир строительных технологий» приводят к тому, что сотрудники готовят документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия.
На основании проведенного анализа выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать руководству в будущих периодах: разработать социально-ориентированную стратегию предприятия; укрепить позиции предприятия на рынках; улучшить «качественный состав персонала»; разработать сбытовую политику предприятия; сохранить и расширить географические рынки ООО «Мир строительных технологий». Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ