Особенности эмпатии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Цели и задачи

Введение и актуальность


Однако, редко в каких семьях к детям с ограниченными возможностями относятся пренебрежительно. В большинстве российских семей к таким детям относятся трепетно, нежно, с большим вниманием и тревогой. Однако, действительность такова, что подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями находятся в социальной депривации и физической изоляции. Это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ребенку самостоятельно передвигаться и (или) ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние данных индивидуальных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида и членов его семьи, но также о дружественной или недружественной среде. Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение ребенка инвалида и членов его семьи, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию.
Другая большая проблема детей с ограниченными возможностями здоровья – эмоциональный барьер с социумом. Он, как правило, двусторонний. С одной стороны, из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида (любопытства, насмешек, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т.д.) и фрустрирующих эмоций инвалида и членов его семьи — с другой стороны (жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т.д.). Подобный комплекс является ретардирующим, т.е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений ребенка инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализован.
Еще одна значимая проблема для ребенка с ограниченными возможностями – коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения — одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов и членов его семьи — является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из ученического коллектива, и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее важных целей социальной реабилитации как самого инвалида, так и членов его семьи.
Выводы.
Дети с ограниченными возможностями и члены их семей испытывают следующие проблемы: невостребованность в обществе, бедность, недостаток квалифицированной медицинской помощи и эффективных лекарств, эйджизм со стороны представителей социальных, медицинских служб и, иногда, даже членов семьи, социальная депривация, физическая изоляция, эмоциональные нарушения, дефицит общения.
Очевидно, что самостоятельно решить эти проблемы дети с ограниченными возможностями и члены их семей не в состоянии. Поэтому они нуждаются в социально-правовой, медицинской и психологической помощи, которая в настоящее время может быть доступна подавляющему большинству лиц с ограниченными возможностями только в учреждениях медицинского или социального обслуживания.

Заключение и вывод


Итак, проанализировав весь собранный в ходе проведенной работы практический материал, нами были сделаны следующие выводы:
1. Эмпатия (от греч.— сопереживание) — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Термин эмпатия введен Э. Титченером, который обобщил в нем близкие по содержанию идеи и симпатии, а также положения концепции вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.
Различается эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.).
Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним, и сочувствие - переживание субъектом по поводу чувств другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии отличающей ее от других видов понимания (принятия ролей, децентрации и т. п.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.
В концепциях западной психологии эмпатия трактуется в основном как пассивно-созерцательное отношение к состояниям и переживаниям другого человека, без активного вмешательства с целью оказания действенной помощи. Между тем в системе межличностных отношений, характерных для развитого коллектива, формируется активное вмешательство субъекта эмпатии в сложившуюся ситуацию с целью устранения фрустрации у других членов коллектива (объектов эмпатии).
В ситуациях межличностного общения эмпатия необходима, так как помогает выстроить правильные отношения с собеседником; побудить партнера по общению к самоанализу; оказать поддержку; облегчить общение.
2. Развитие эмпатии в младшем школьном возрасте можно охарактеризовать как углубление эмпатических тенденций, которые сформировались в предыдущие периоды оногенеза, дифференциации понимания эмоций другого человека и собственных эмоциональных состояний. Сочувствие, как наиболее развитая форма эмпатии, становится устойчивой личностной чертой, противопоставляется сопереживанию, основывающемуся на относительно полной идентификации с чувствами другого. Если на более ранних периодах личностного развития ребенок сопереживал окружающим в связи с необходимостью поддержания собственного эмоционального благополучия, то в 5-7 лет появляется новообразование в виде сочувствования, основанного на учете потребностей и желаний другого человека (природного объекта, персонажа), жизненной необходимости (ребенок может поддержать собаку, которой делаю укол; отказаться в пользу младшей сестры от лакомства и т.д.). То есть подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе сопереживания и сочувствия возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.
Критерием для определения уровней эмпатии служит степень сформированности ее ведущих компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого, которые определяют содержание на каждом из последующих уровней ее развития. Содержание уровней определяется такими характеристиками, как распознавание эмоциональных состояний, восприятие и понимание внутреннего мира другого человека, способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи. Данные признаки правомерно рассматривать в качестве критериев выделения трех уровней развития эмпатии дошкольников и младших школьников.
3. В практической части работы было описано эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей эмпатии у детей младшего школьного возраста с нормальным физическим развитием и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с сахарным диабетом I типа).
В настоящее время сахарный диабет занимает одно из ведущих мест по уровню заболеваемости среди населения земного шара. Россия не является исключением — около 10% населения болеют СД, в том числе и сахарным диабетом 1 типа [3]. Дети и подростки составляют большую часть больных: 45,6 на 10000 [30].
По методике «Распознавание эмоций» Г.Л. Бардиера, И.В. Рамазана было выявлено, что школьники с ОВЗ гораздо лучше, чем их сверстники с нормативным физическим развитием распознают человеческие эмоции.
По методике «Выявление особенностей эмоциональной лексики» И.Ю. Конратенко удалось установить, что коэффициент лексического разнообразия у относительно здоровых детей 7-8 лет значительно ниже по сравнению с детьми с сахарным диабетом I типа, то есть дети с ОВЗ гораздо лучше владеют эмоциональной лексикой, чем их сверстники с нормальным состоянием здоровья.
По методике «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой, в адаптации Н.В. Глобы было установлено, что у детей обеих групп преобладает сочувствие, как тип гуманистической эмпатии, но у детей с ОВЗ показатели эмпатии (сочувствия) гораздо выше, чем у школьников с нормальным состоянием здоровья.
По методике дифференцированности-обобщенности эмоциональной сферы О.А. Ореховой было выявлено, что независимо от наличия или отсутствия у ребенка инвалидности, он одинаково интенсивно и дифференцировано переживает такие эмоции как: счастье, справедливость, дружба, горе, обида, ссора, скука. Дети с нормальным состоянием здоровья хуже, чем их сверстники с ОВЗ, дифференцируют эмоции доброты, восхищения и злобы. Причем такие эмоции как: доброта и восхищение для них менее актуальны, чем для школьников с ОВЗ, а эмоция злобы переживается ими гораздо чаще и интенсивнее, чем это обычно происходит с детьми с СД I типа.
Обобщая полученные данные можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями имеются особенности эмпатии, обусловленные более высоким уровнем развития умения распознавать человеческие эмоции; умением владеть эмоциональной лексикой, необходимой для эффективной коммуникации; более высоким уровнем развития сочувствия; лучшим осознанием и дифференциацией собственных эмоций (доброты, восхищения и злобы).
Таким образом, цель работы – выполнена, гипотеза исследования подтверждена.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут использоваться в учреждениях, оказывающих услуги по психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с сахарным диабетом I типа в процессе индивидуального, группового и семейного консультирования, коррекции, личностного развития.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ