Содержание групповых упражнений команд — юниоров в художественной гимнастике

С 29 июня по 1 июля 2007 года в спортивном центре имени Гейдара Алиева в Баку (Азербайджан) состоялся 23-й чемпионат Европы по художественной гимнастике состоялся[1]. В нём приняли участие спортсменки из 33 стран. Комплекты медалей были разыграны как в индивидуальном первенстве в отдельных видах, так и в групповых упражнениях среди юниоров(5 пар булав). Выиграли групповые соревнования гимнастки из России, серебро – у сборной Болгарии, бронза — у сборной Беларуси.
В 2010 году на I юношеских олимпийских играх в Сингапуре художественная гимнастика была представлена двумя видами программы: один комплект медалей разыгрывался в индивидуальном многоборье, а второй в групповом. В групповых соревнованиях победу праздновала сборная России, серебро досталось сборной Беларуси, бронза у сборной Германии.
С 19 мая по 21 мая 2017 года в спортивно-развлекательном комплексе «Будапешт-Арена» ( Будапешт, Венгрия) прошёл 33-й чемпионат Европы по художественной гимнастике[30]. Комплекты медалей были разыграны в командном первенстве (среди сеньоров и юниоров совместно), отдельных видах (обруч, мяч, булавы, лента), а также в групповых упражнениях с пятью парами булав среди юниоров. Среди юниорских команд в групповых упражнениях победительницами стали спортсменки из России, второе место заняли спортсменки из Италии, третье место досталось команде Израиля.
С 2017 года был принят новый формат проведения соревнований по художественной гимнастике при проведении чемпионата Европы. По нечётным годам индивидуальные состязания в отдельных видах программы будут проводиться среди гимнасток-сеньорок, групповые — среди юниорок; оценки за выступления сеньоров и юниоров в квалификационном раунде (проводится в течение первых двух дней чемпионата) суммируются, и по результатам определяются победители командного многоборья, а также участники финалов (для сеньорок — по восемь лучших в квалификации гимнасток в отдельных видах, для юниорок — восемь лучших групп). По чётным годам наоборот: у юниорок будут проводиться соревнования в отдельных видах, у сеньорок — групповые упражнения (многоборье и финалы в отдельных видах) и индивидуальное многоборье (для 24 лучших по результатам квалификации предыдущего года гимнасток)[30].
С 19 по 21 июля 2019 года в спорткомплексе «Лужники» прошёл первый в истории чемпионат мира среди юниорок. Идея юниорского чемпионата мира по художественной гимнастике родилась на детском фестивале «Алина», которому в 2019 году было уже 11 лет. В индивидуальной программе выступили 137 гимнасток, в групповых — 186. Спортсменки из 61 страны, разыграли комплекты медалей в индивидуальных, групповых и командных видах программы. В групповых упражнениях (5 обручей) результаты были следующие —  на первом месте команда России, на втором месте команда Италии, на третьем команда Беларуси. В групповых упражнениях с 5 лентами победу одержали гимнастки России, вторые оказались гимнастки Беларуси, а на третьем месте расположились спортсменки из Израиля.
Развитие групповых упражнений художественной гимнастики после введения их в программу Игр Олимпиад за последние олимпийские циклы происходит как за счет повышения трудности и количества сложных элементов, так и за счет усложнения самих композиционных решений соревновательных программ. За последние годы международная федерация гимнастики (FIG) значительно изменила правила соревнований (2013-2016 гг.) в сторону усложнения. В настоящее время ценятся сложные ловли предметов, а это связано с риском их потери. «Риском» в художественной гимнастике называются элементы повышенной трудности, которые выполняются как с броском, так и без него [4].
Анализ научных публикаций показал, что на современном этапе вся подготовка спортсменок в групповых упражнениях ориентирована на достижение высоких результатов на международной арене [15]. Групповые упражнения развиваются в соответствии с тенденциями и законов развития художественной гимнастики [19], но имеют свои особенности. Это, в частности, рост конкуренции в рамках правил соревнований, что поощряет более сложных и оригинальных композиций; интенсификация подготовки; неограниченные возможности в поиске новых элементов, технических приемов выполнения групповых упражнений; сочетание общего и индивидуального подходов в планировании и программировании процесса подготовки сборных команд; увеличение сложности и повышения роли техники упражнений без предмета как базовой основы соревновательных программ и двигательных взаимодействий; поиск новых сложных и оригинальных связок и сочетаний элементов без предмета и с предметами; доведение технического мастерства до уровня виртуозности; унификация форм движений с предметами; увеличение разнообразия и сложности нестандартных способов бросков, томление, хватов и остановок предметов с помощью разных участков тела гимнастки; увеличение разнообразия и повышение сложности элементов с предметами в тесном контакте с телом гимнасток; повышение роли и увеличение доли специальной физической подготовки в учебно-тренировочном процессе; повышение значимости образно-содержательной взаимосвязи, стиля и содержания композиций соревновательных упражнений с музыкальным сопровождением и атрибутами имиджа спортсменки; преимущества нестандартного стиля [14].
Основным направлением успешной реализации подготовки является совершенствование процесса отбора одаренных спортсменок, которые имеют высокий уровень подготовленности и способны работать в одной команде. Однако на практике педагогические критерии оценки перспективности и отбора гимнасток в команды по групповым упражнениям не учитывают поиск новых показателей в соответствии с тенденциями развития этого вида художественной гимнастике. Функциональные критерии отбора, регистрация которых требует специальных условий и оборудования, практически не применяются. Оценка личностно-психологических качеств спортсменок проводится очень редко. В связи с этим отсутствует комплексная система отбора спортсменок в команды по групповым упражнениям. Оценивания отдельных критериев подготовленности не позволяет своевременно осуществлять процесс поиска перспективных спортсменок и ориентировать подготовку с учетом деятельности в одной команде [15].
Не менее важной проблемой является и то, что в литературных источниках отсутствуют конкретные рекомендации относительно нормативов по физической и технической подготовке, морфологических и психологических характеристик с учетом совместимости спортсменок [4; 36]. Гимнастка, демонстрируя индивидуальную технику выполнения, одновременно должна работать согласно требованиям двигательного задания, которое решается командой коллективно. Это требует от спортсменок умение выполнять упражнения в едином темпе и ритме, синхронно. Согласованность, четкость, единообразие и совместимость действий всей команды — составляющие успеха в этом виде художественной гимнастики [13].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ