Китайско-американские отношения 1980-1990 гг

Цели и задачи

Целью данной работы является анализ истории китайско-американских отношений.

Введение и актуальность


В целях создания на международной арене «единого антикитайского фронта» 14-16 июля 1989 года США созвали в Париже встречу «большой семёрки» на уровне глав правительств. Участники встречи приняли политическую декларацию, осуждающую нарушение прав человека в Китае в ходе подавления массовых выступлений в крупных китайских городах. Было объявлено о введении странами «семёрки» санкций против Китая, предусматривавших прекращение политических контактов на высоком уровне и недопущение дальнейшего кредитования Китая по линии Всемирного банка, МВФ и Азиатского банка развития. Западным компаниям была дана установка не торговать с китайскими компаниями и заморозить все инвестиционные проекты в Китае. Китайским специалистам был закрыт доступ к высоким технологиям в промышленно развитых странах.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, китайское руководство одобрило комплекс контрмер — политических, экономических, дипломатических, призванных предотвратить развитие событий в нежелательном для Китая ключе. Было признано важным продемонстрировать всему миру неизменность внутренней и внешней политики Китая, не пасовать перед трудностями, продолжать политику реформ и открытости. Разработанная в Пекине обновлённая внешнеполитическая линия была нацелена на поиск альтернативных Западу «точек опоры» в политике и экономике, на преодоление последствий санкций, прорыв блокады со стороны западных стран, восстановление и укрепление международных позиций Китая.
Во-первых, была пересмотрена прежняя концепция отношений с глобальными центрами силы, в которой главный акцент делался на отношения Пекин-Вашингтон, в пользу более сбалансированной многовекторной доктрины. На более приоритетное место были впервые за три десятилетия были поставлены китайско-советские отношения.
Во-вторых, в региональной политике Китая приоритетное внимание было решено уделять развитию добрососедских отношений с сопредельными государствами. Особое место в усилиях китайской дипломатии отныне стало занимать налаживание всестороннего сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с развивающимся миром. В общей сложности за два с небольшим года Китай установил дипломатические отношения с 23 государствами мира. Осенью 1991 года Китай был принят в форум АТЭС, началась работа по формированию партнёрства Китай-АСЕАН.
Ещё одной важнейшей «новеллой» внешней политики Китая явилась резкая активизация участия страны в многосторонней дипломатии. Это выразилось прежде всего в указании китайской делегации в ООН теснее блокироваться с государствами-единомышленниками для отстаивания общих интересов.
Одновременно в фокусе внимания Китая оставалось поддержание диалога с США. С целью скорейшего «выхода из окружения» китайская сторона наладила целенаправленную работу с европейскими странами и Японией, использовала свои связи в западных деловых кругах, чтобы убедить их в невыгодности для них антикитайских санкций.
Попытка международной изоляции Китая с треском провалилась. Уже с конца 1989 года механизм антикитайских санкций начал давать сбои. Запад начал быстро осознавать, что политика антагонизации Китая бьёт в первую очередь по его собственным интересам.
Первой из ведущих индустриально развитых стран, отколовшихся от «единого фронта», стала Япония. В августе 1991 года премьер-министр Японии Тосики Кайфу первым из лидеров стран G7 посетил Китай с визитом.
Примеру Японии последовала Европа. В октябре 1990 года решением конференции министров иностранных дел стран-членов Евросоюза в Люксембурге большая часть санкций по отношению к Китаю была отменена.
Сложнее шёл процесс восстановления нормальных отношений между Китаем и США. Но и Белый дом в конце концов был вынужден дать «обратный ход».
Президент Джордж Буш явно искал достойный выход из острого кризиса, не сулившего особых дивидендов, отдавая себе отчёт в тех издержках, который он приносил и ещё обещал принести. Состоявшийся в ноябре 1990 года визит министра иностранных дел Китая Цянь Цичэня в США ознаменовал собой фактическое восстановление контактов между двумя странами на правительственном уровне.
Конечно, в отношениях между Вашингтоном и Пекином было сломано ещё немало копий, но к 1993 году США окончательно отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию.
Попытки достаточно грубого и жёсткого давления со стороны мирового сообщества на Китай, вмешательства в его сугубо внутренние дела после известных событий, произошедших на площади Тяньаньмэнь прямо привели к значительному усилению в китайском обществе уровня недоверия к Западу и сильным антизападным настроениям. По сути, именно это и сформировало очень мощную с социальной точки зрения, основу для осуществления Китаем на международной арене полностью независимой, как правило, в некоторой степени не самой приятной по отношению к США и западным государствам в целом внешнеполитической деятельности.
Сделав из случившегося соответствующие выводы, Пекин стал придавать первостепенное значение вопросам обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности. Санкции вынудили Китай заняться масштабным военным строительством, а введённое против Китая оружейное эмбарго дало мощный импульс развитию китайского военно-промышленного комплекса.
Те, достаточно внушительные контрмеры, которые были приняты Китаем в области внешней политики привели к очень существенному изменению всей расстановки сил, как в глобальном, так и в региональном смысле.
В период активной борьбы в процессе борьбы за выживание на мировых экономических рынках в начале 1990-х годов Китай очень сильно диверсифицировал собственные связи в торгово-экономической сфере, в первую очередь за счёт различных развивающихся и близких территориально государств.
Очень важное место среди её партнёров в торговой сфере заняли государства, которые не поддержали проводимую кампанию по полномасштабной международной изоляции Китая — Россия, Южная Корея, Сингапур, прочие страны, являющиеся членами АСЕАН, государства бывшего Советского Союза. Начиная с данного временного периода ещё более широкие потенциальные возможности активизировать собственное торговое и инвестиционное присутствие на рынке Китая получили разного рода деловые круги Гонконга и Тайваня.
Одновременно с этим, в результате довольно неудачной попытки развитых демократичных западных государств определенным образом «наказать» Китай мир получил множество новых разделительные линии и принципиально новые очаги напряжённости, а прошлые конфликты обрели некую дополнительную остроту. В отношениях США — КНР образовался достаточно внушительный «клубок» весьма серьезных противоречий и серьезное взаимное недоверие.

Заключение и вывод


Попытки достаточно грубого и жёсткого давления со стороны мирового сообщества на Китай, вмешательства в его сугубо внутренние дела после известных событий, произошедших на площади Тяньаньмэнь прямо привели к значительному усилению в китайском обществе уровня недоверия к Западу и сильным антизападным настроениям. По сути, именно это и сформировало очень мощную с социальной точки зрения, основу для осуществления Китаем на международной арене полностью независимой, как правило, в некоторой степени не самой приятной по отношению к США и западным государствам в целом внешнеполитической деятельности.
Те, достаточно внушительные контрмеры, которые были приняты Китаем в области внешней политики привели к очень существенному изменению всей расстановки сил, как в глобальном, так и в региональном смысле.
В процессе взаимоотношений между этими странами в период президентства Б. Клинтона наблюдалось очень много движений и принято немало решений, которые прямо обозначили тот факт, что США и Китай будут постепенно становиться тесными партнерами. Если взглянуть с современной точки зрения, то вполне очевидным является тот факт, Китай и США, несмотря на наличие определенных разногласий, являются самыми важными экономическими партнерами друг для друга.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ