Мотив двойничества в новеллах-сказках Э.Т.А. Гофмана Крошка Цахес и Золотой горшок

Цели и задачи

Цель исследования – выявление и интерпретация особенностей проявления мотива двойничества в произведениях Э.

Введение и актуальность


Целостность текста художественного произведения. Необходимо отметить, что определенные структурные элементы текста весьма взаимосвязаны и представляют собой цельную систему, так называемый целостный комплекс структурных элементов. Так, обязательным и характерным условием для любого художественного текста является наличие авторской идеи и его замысла. В художественном тексте важно буквально каждое предложение. К примеру, если исключить одно предложение можно потерять смысл всего текста.
Для подробного изучения художественных текстов необходимо обращаться к литературоведческому анализу. Под литературоведческим анализом подразумевается детальное обращение к тексту произведения, подробный анализ всех его уровней и интерпретация текста как одной из важнейших единиц литературы.
В словаре литературоведческих терминов дается объяснение, что анализ представляет собой один из основных и самых популярных методов исследования текстов художественных произведений [Словарь, 2013:23].
Различные ученые приводят разнообразные способы проведения литературоведческого анализа.
Так, к примеру, А.Б. Есин в своей работе «Принципы и приемы анализа литературного произведения» (1998), отмечает, что для литературоведческого анализа характерны следующие факторы:
1) для качественного анализа необходимо учитывать исследовательские работы других ученых, принимать во внимание имеющиеся в литературоведческом пространстве работы, посвященные более раннему изучению определенного текста;
2) в процессе литературоведческого анализа необходимо отталкиваться от формальных и содержательных доминант художественного текста [Есин, 1998:22].
А.Б. Есин под термином «доминанта» понимает определенные свойства текста, являющиеся основными параметры построения художественного произведения [Есин, 1998:24].
В связи с этим примечательно мнение В.В. Виноградова о возможности существования двух вариантов исследования произведений: 1) от общего к частному и 2) от частного к общему.
Рассмотрим основные принципы литературоведческого анализа.

Заключение и вывод

В теоретической части настоящего исследования мы рассмотрели вопросы, касающиеся непосредственной работы с текстом художественного произведения, в частности с аспектом литературоведческого анализа литературных текстов.
Для подробного изучения художественных текстов необходимо обращаться к литературоведческому анализу.
Под литературоведческим анализом подразумевается детальное обращение к тексту произведения, подробный анализ всех его уровней и интерпретация текста как одной из важнейших единиц литературы.
Мы выяснили, что определенные структурные элементы текста весьма взаимосвязаны и представляют собой цельную систему, так называемый целостный комплекс структурных элементов.
Так, обязательным и характерным условием для любого художественного текста является наличие авторской идеи и его замысла, что является специфичным для жанра «производственного романа», подробнее о котором мы говорим во второй главе нашей работы.
В практической главе курсовой работы нами был произведен подробный анализ сказочных новелл Э.Т.А. Гофмана сквозь призму мотива двойничества, что позволило нам прийти к следующим выводам.
Представители романтизма создают таких героев, которые не признают объективных условий окружающего мира и действительности, поэтому самым действенным методом выхода из этого неприятия действительности является бегство вымышленный мир, построенный в воображении, и прямо противопоставлен реальной жизни.
Двоемирие порождает обусловленность раздвоения самой личности героя, в связи с чем происходит ее разрушение на два центра. Именно в этом проявляется такой феномен романтической литературы, как мотив двойничества.
Мотив двойничества раскрывается в сказочном творчестве Гофмана на разных уровнях воплощения: на уровне изображения и раскрытия характера конкретных героев произведения; на уровне внутреннего мира романтического героя, которое проявляется в его раздвоенном сознании.
В сказочной новелле «Крошка Цахес» мотив двойничества представлен в гротескной манере описания, которая реализуется на всех уровнях повествования произведения: на уровне развития сюжета, на структурно-композиционном уровне новеллы, на уровне персонажей.
Новелла-сказка «Золотой горшок» композиционно построена на переплетении и взаимопроникновении сказочно-фантастического плана с реальным. Романтическая сказочная фантастика в своей тонкой поэтичности и изяществе находит здесь в Гофмане одного из лучших своих выразителей. В то же время в новелле отчетливо обрисован реальный план. Мотив двойничества также находит свое отражение в системе персонажей новеллы, а именно в четком различии персонажей по отношении к добру и злу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ