изучение нормативных кризисов развития личности

Цели и задачи

Цель исследования – изучение нормативных кризисов развития личности.

Введение и актуальность


Понимание особенности подросткового возраста может помочь знание ниши, в которой они находятся на данный момент времени. Данную нишу можно охарактеризовать возрастной изоляцией: происходит и отстранение от взрослых, и игнорирование младших. Данный возраст – переломный, критический, кризисный. Ему свойственен переход от зависимого детства к ответственной взрослости, свойственна излишняя чувствительность к влиянию СМИ и мнению социального окружения. Можно говорить о том, что подростки занимают промежуточное положение в обществе.
Следующий кризис – это кризис среднего возраста. Для данного периода характерно осознание своей судьбы в творческом и в семейном плане, основываясь на предыдущий опыт. Причины данного кризиса кроются в так называемом «спуске» в жизни, сюда можно отнести снижение возможностей, вынужденный отказ от чего-либо важного. В этом случае человеку стоит найти иные способы достижения привычных целей, либо пересмотреть цели в жизни. В данный возрастной период актуализацию проходят все базовые экзистенциальные проблемы, к которым относят изоляцию, смерть, потерю смыслов. Также возникает целый ряд проблем, которые относятся к специфическим и социально-психологическим (социальное одиночество, дезадаптация, полная смена ценностей, изменение социального статуса и т.д.).
Далее следует рассмотреть кризис старости. Период старости в процессе жизненного цикла считается заключительным периодом жизни индивида и имеет большое значение. В период старости имеют место такие возрастные и психосоциальные аспекты и проявления, как: подведение человеком итогов пройденного жизненного пути, особенное отношение к старым людям со стороны семьи, общества. По мнению Э. Эриксона, основная причина кризиса старения – это проблема одиночества и проблема окончания жизни. Данный кризис, по его мнению, связан с внутриличностным кризисом и кризисом идентичности. Кризис старости Э. Эриксон характеризует достижением целостности «Эго», что связано с осознанием жизни в виде целостного явления.

Заключение и вывод

Проблема проживания человеком нормативных кризисов развития была определена как актуальная для изучения. В частности, кризис подросткового возраста был рассмотрен как наиболее сложный и требующий внимания для исследования.
Целью исследования было изучение нормативных кризисов развития личности. Данная цель была достигнута посредством решения задач исследования.
Охарактеризованы основные понятия проблемы кризисных периодов.
Выявлено, что все возрастные кризисы, которые проходит индивид в своей жизни, нормативны с психосоциальной точки зрения. Ненормативным же кризисом является все то психическое и психологическое в жизнедеятельности индивида, что выходит «за рамки» характерных для общества возрастных и психосоциальных изменений личности.
Описано содержание кризисных периодов в жизни человека: кризиса младенчества, трех, семи лет, подросткового кризиса, кризиса среднего возраста и кризиса старости.
Определена роль кризисных периодов в жизни человека. Описаны особенности прохождения каждого из возрастных кризисов, определено положительное разрешение каждого из возрастных кризисов развития личности.
Рассмотрены основные подходы к изучению саморазвития при переходе от подросткового к юношескому возрасту: системный, деятельностный, субъективный и акмеологический.
Проанализирован процесс принятия взросления подростками и юношами как положительный результат нормативного кризиса.
Определено, что основной особенностью формирования чувства взрослости в подростковом возрасте, является то, что Я-Концепция подростка способна направлять в положительную сторону саморазвитие личности.
В практической части работы проведено исследование с помощью методики изучения особенностей самоутверждения в подростковом возрасте Е.А. Киреевой, Т.Д. Дубовицкой. Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся, из которых 15 подростков обучаются в 5 классе, 15 – в 9 классе.
За основу в исследовании было принято то, что процесс взросления подростка сопровождается одной из составляющих – самоутверждением. Исследовать особенности самоутверждения позволила указанная методика, которая включает три шкалы: конструктивное самоутверждение (КС), деструктивное самоутверждение (ДС), отказ от самоутвержения (ОС).
В ходе анализа результатов было выявлено, что для пятиклассников в большей степени характерны признаки несформировавшегося самоутверждения, а именно неразвитость конструктивного самоутверждения, деструктивный тип самоутверждения, а также отказа от самореализации и саморазвития, частичный отказ от самоутверждения в целом.
В то время, как для обучающихся в 9-м классе подростков в большей степени присущи признаки, свидетельствующие о самоутверждении: высокий уровень конструктивного самоутверждения, развитые навыки самоорганизации, признаки личностной зрелости, принятие испытуемыми самореализации и саморазвития.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ