Мифологическая школа в литературоведении 19в. | Пример курсовой работы

Мифологическая школа в литературоведении 19в.

Цель работы: раскрыть специфику мифологической школы как литературного направления и выявить методологические основы мифопоэтического анализа.

Сущность эпоса они видели во взаимном проникновении мифа и истории. Народное сказание истинно, так как в основе его лежит поэтическая и нравственная правда. В эпосе сочетаются божественность и человечность; первая возвышает его над историей, вторая вновь приближает его к ней. Искусство народа творит народный дух.
Последователем братьев Гримм был В. Шварц, который развивая их концепцию, вывел фольклор из мифов о грозе (метеорологическая теория). В работе «Происхождение мифологии» Шварц делил всю мифологию на высшую (древний миф, существовавший извечно) и низшую (вера в леших, домовых и т. д.). «Низшую мифологию» Шварц понимал, как остаток древнейших воззрений. Исследования в области низшей мифологии были развиты Мангардтом, посвятившим этому вопросу специальные исследования
Другую теорию мифологического происхождения фольклора предложил Макс Мюллер. Он говорил, что источником фольклора является миф о солнце (солярная теория). Солнце, дарующее тепло, свет и жизнь земле и человеку, иносказательно изображается в произведениях народного творчества — распавшемся и превращенном древнем мифе.
М. Мюллер поставил себе задачу проследить процесс образования мифа. Миф, по мнению М. Мюллера, формируется в результате «болезни языка», т. е. из попыток истолковать первоначально ясный, а затем забытый смысл образного слова. Согласно этой теории язык первобытного человека был ясен и художествен. Предметы и явления природы назывались по их признакам (например: заря — горящая; солнце — блестящее и т. д.). Один и тот же признак имели разные предметы и явления, поэтому их могли называть одинаково (например, горящим могли называть и зарю и дерево). Вследствие забвения первоначального смысла слов в языке появились непонятные фразы (например, «блестящее солнце» следует за «горящим деревом»). Истолкование подобных фраз и вызывало мифологические сюжеты (например, «солнце следует за деревом» — миф об Аполлоне, преследующем нимфу, превращающуюся в дерево). По мнению Мюллера, только по мере того как появляется путаница в значении первоначальных обозначений, т. е. «болезнь языка», создаются мифологические сказания.
Несмотря на явную ошибочность положений М. Мюллера, представлявшего историю языка не как развитие, а как утерю выразительности, теория «болезни языка» и солнечного начала в фольклоре получила распространение и нашла отголоски и в русской фольклористике (например, в работе А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»).

Миф стоит у истоков литературы. Специфика мифа связана с синкретичностью его природы, которая позволяет рассматривать мифологию не только как науку, но и как особое мировоззрение, отражающее культуру, быт обычаи, историю древнего народа.
В данной работе показана значимость мифологической школы, выявлены основные положения и пути развития мифологической школы, определён вклад самых видных представителей этого литературоведческого направления: братьев Гримм (в европейской литературоведческой традиции), Ф.И. Буслаевым и их последователей.
В работе также рассмотрена методология анализа произведений в аспекте мифопоэтики. Взаимодействие мифа и литературы привело к появлению термина «мифопоэтика». Мифопоэтика, по мнению Е. М. Мелетинского, не только художественный приём, но и стоящее за этим приёмом мироощущение. Под мифопоэтикой мы понимаем такую разновидность поэтики, которая характеризуется использованием в индивидуально – авторском тексте мифологических элементов (сюжетов, образов, мотивов), позволяющих художнику слова реализовать определенные художественные задачи, а также создать собственные мифологемы / мифообразы, отражающие мировосприятие автора;
Частое воспроизведение таких фольклорных и этнически самобытных пластов национального бытия и сознания, где ещё живы элементы мифологического миросозерцания, введение мифологических элементов в художественный текст привели к появлению специального вида анализа- мифопоэтического анализа;
Цель мифопоэтического анализа заключается в выявлении мифологических структур, т.е. образов, сюжетов, мотивов, явно (эксплицитно) или скрыто (имплицитно) представленных в художественном произведении.
Цель работы: раскрыть специфику мифологической школы как литературного направления и выявить методологические основы мифопоэтического анализа.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!