Анализ сущности и содержания чувств человека

Цели и задачи

Цель данной работы: изучить особенности характеристики эмоций и чувств человека.

Введение и актуальность


В. С. Дерябин (1974), отделяя понятия «ощущение» и «чувство», сводит последнее к эмоциональному (чувственному) тону ощущений: «Если ощущение сопровождается одним чувством, далее не разлагающимся, например чувством удовольствия от вкуса сахара, то такое чувство называется простым...» - пишет он (с. 58).
В словаре «Психология» (1990) написано, что «чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью». Но переживание своего отношения к чему-либо - это эмоция. Следовательно, и здесь чувство понимается как устойчивая эмоция.
Иногда говорят о ситуативных эмоциях, пытаясь таким образом отделить их от высших чувств , называемых чувствами.
Нередко чувства называют чувствами, и наоборот, чувства обозначают как чувства даже те ученые, которые в принципе разводят их. Не строгое использование понятий «эмоция» и «чувство» часто, например, имеет место в книге Л. В. Куликова «Психология настроения» (1997), хотя автор и пишет, что «в чувствах отражено отношение к стабильно значимым для личности вещам и явлениям в отличие от чувств , выражающих отношение к конкретным, актуальным условиям, отдельным предметам или поступкам людей» (с. 63).
Такая же тенденция прослеживается и в западной психологии. Так, в американском учебнике В. Квин (2000) написано следующее: « чувства - это субъективное отношение человека к миру, переживаемое как удовлетворение или неудовлетворение потребностей. Эти чувства могут быть приятными, неприятными и смешанными. Люди очень редко испытывают чувства в чистом виде» и т. д. (с. 246). Немецкий психоаналитик П. Куттер (1998) употребляет слово «чувство» в самом широком значении, в том числе и для обозначения чувств .
А. Н. Леонтьев (1971) считает чувства особым подклассом эмоциональных явлений. Он отличает чувства от эмоций их предметным характером, возникающим в результате специфического обобщения эмоций, связанных с конкретным объектом. Возникновение предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» между человеком и объектом.
Р. С. Немов (1994) к основным эмоциональным состояниям относит собственно эмоции, аффекты и чувства. Он пишет, что чувство - это «высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом» (с. 572).
3. Разведение эмоций и чувств. Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым (1971). Он отмечает, что

Заключение и вывод

Исследование проводилось на базе школы №28. В исследовании приняли участие 5 детей 1А класса и 5 детей 1Б класса.
Исходя из цели и задач исследования, мы подобрали адекватные методики диагностики понимания чувств детьми младшего школьного возраста: методика на понимание графического изображения чувств (Минаева В.М.); методика на понимание эмоционального состояния человека (Минаева В.М.).
За последние годы увеличилось число детей имеющих отклонения в развитии, в том числе и детей имеющих умственную отсталость.
Умственная отсталость проявляется , прежде всего, в неравномерном развитии у ребенка различных сторон психической деятельности. Это проявляется в нарушении ориентировки в пространстве и времени, пассивном внимании, непроизвольном и малом обьеме запоминаемого материала, недостаточной сформированности мыслительных операций. Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловлена спецификой развития его потребностей, интеллекта и проявляется в ряде особенностей его чувств.
В чувствах и эмоциях человек выражает личное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания. Как известно чувства и чувства взаимосвязаны.
чувства возникают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей при непосредственной реакции человека на предметы окружающей действительности. Чувства - это социальное отношение человека к собственной деятельности. Между чувствами и интеллектом человека складываются сложные взаимоотношения. Так, возникшее переживание может быть усиленно или подавлено разумом, может стать источником деятельности или ее тормозом.Незрелость личности «особого» ребенка проявляется также в большом влиянии на оценочные суждения эгоцентрических чувств . Поэтому наиболее высоко ребенок оценивает то, что ему приятно. Говоря о развитии чувств умственно отсталого ребенка Л.С.Выготский отмечал, что на начальных ступенях развития интеллекта обнаруживается более или менее непосредственная зависимость его от аффекта. Но по мере развития личности эти отношения меняются. Переход ребенка от низших форм эмоциональной жизни к высшим непосредственно связан с изменением отношения между интеллектом и аффектом. Умственно отсталые дети не регулируют с помощью интеллекта свои чувства соответственно конкретной ситуации. Это выражается например в том, что они не могут побороть чувство обиды на кого-либо даже тогда, когда понимают что его обидеть не хотели.
Все это говорит о необходимости проведения коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками с целью развития эмоциональной сферы и формирования коммуникативных умений у умственно отсталых подростков. Программа «Планета чувств » поможет детям, имеющим интеллектуальные нарушения, научиться лучше распознавать чувства других людей и свои собственные, выражать чувства социально приемлемым способом.
Проблема понимания чувств дошкольниками с общим недоразвитием речи нашла теоретическое и экспериментальное обоснование в нашей курсовой работе. В теоретической части мы увидели, что у детей с речевыми нарушениями имеются специфические особенности понимания чувств других людей: проблемы дифференциации схожих чувств , неправильное словесное обозначение чувств по их графическому изображению; трудности в понимании эмоциональных состояний людей в описанных ситуациях.
В ходе экспериментального исследования, проведенного по методикам на исследование восприятия детьми графического изображения чувств и
понимания детьми эмоциональных состояний людей мы увидели, что у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями отмечаются особенности в восприятии и различении таких чувств как «Страх» и «Удивление», так же затрудняются при различии ситуации, когда человек испытывает «Злость» и «Горе». Дети не решительно и с многочисленными ошибками отвечали на усложнённые вопросы о том, что чувствует человек в определённой ситуации.
Эффективное взаимодействие невозможно без адекватной оценки тех чувств, которые испытывает собеседник. Такая оценка служит необходимой обратной связью, регулирующей сам процесс общения.
Понимание человека человеком необходимо для эффективного взаимодействия в процессе игры, общения, учения, труда.
Неумение понимать чувства другого человека может привести к серьезным трудностям в общении со взрослыми и сверстниками, что делает проблему правильного понимания чувств у старших дошкольников с нарушением речи значимой и актуальной. Поэтому имеются дальнейшие перспективы его изучения и оказания коррекционной помощи.
Цель работы достигнута. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза исследования получила своё экспериментальное подтверждение.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ