Лидер как объект подражания и идентификации (механизм влияния лидерства)

Цели и задачи

Цель исследования – рассмотреть особенности механизма влияния лидерства и лидера как объекта подражания и идентификации.

Введение и актуальность


Шатли и Стогдилл предложили лидерство изучать со стороны статуса, восприятия, взаимодействия и поведения индивидов в отношении к другим членам группы. Следовательно, лидерство начали рассматривать в качестве отношений между людьми, а не в качестве характеристик отдельного индивида. Р. Кеттел, следуя данной традиции, предложил лидерство рассматривать в качестве динамичного взаимодействия между целями лидера и потребностями и целями последователей, в котором задача лидера сводится к избранию и достижению целей группы [9, C. 158].
Однако это лишь 3 основные теории. Также есть и другие школы, которые внесли некоторый вклад в изучение данной проблемы.
4) С течением времени возникла еще одна теория. Ее было представлено в т.н. «системной теории лидерства», в соответствии с которой лидерство рассматривается в качестве процесса организации межличностных взаимоотношений в группе, а лидер ‒ в качестве субъекта управления данным процессом. Ф. Фидлером был предложен свой вариант "вероятностная модель эффективности лидерства". В ней акцент делается на интеграции воздействия лидера (именно, его личностных свойств), а также ситуативных переменных (отношения между лидером и его последователями, степени лидерской власти, сути задачи).
Ф. Фидлером выделяются 2 возможных стиля лидерства: ориентация на задачу и ориентация на межличностные отношения, другими словами, эмоциональное и инструментальное лидерство.
Заметить можно, что схожее разделение ролей и функций, разграничение отраслей деятельности эмоционального и инструментального лидера отдаленно напоминают разделение задач лидера и руководителя, которое принято в российской социальной психологии. Согласно мнению ученого, стиль лидерства сравнивается с ситуативными переменными (при этом каждой переменной получается строгое количественное отображение) так, что самая благоприятная для лидера ситуация включает хорошие его отношения с последователями, отлично разработанную задачу и сильную лидерскую позицию [10, C. 122].
Фидлер из данной предпосылки делает вывод про то, что лидер, ориентированный на задачу, является более эффективным, когда ситуация или очень благоприятна, или же очень для него неблагоприятна. А лидер, который ориентирован на межличностные отношения, более действенен в ситуациях лишь умеренно-благоприятных либо умеренно-неблагоприятных.
5) Атрибутивными теориями лидер рассматривается как своего рода марионетка, получающая власть и прямые указания от своих последователей, приводящих его в движение наподобие кукольника. К примеру, возьмем ситуацию из политики. Население того либо другого государства обладает определенными прототипами политического лидерства, формирующимися в ходе развития политической общественной культуры. С одной стороны, данный процесс является стихийным, творчеством масс. С другой же стороны ‒ это процесс целенаправленного влияния на сознание масс со стороны разных политических сил посредством СМИ.
Определяющую роль отыгрывают последователи, т.е. лидер, прислушиваясь к мнению других, принимает их мнение, а не свое (Черенков, Брежнев). Данной точкой зрения предполагается, что лидер отображает цели группы и выступает от ее имени. В данном случае предполагается, что чтоб понимать лидерство нужно иметь представление про ожидания и цели последователей.

Заключение и вывод

В работе проведен анализ понятия лидерства в современной научной литературеи его признаков и изучены основные теории лидерства. На данный момент единого научного трактования лидерства не существует. С одной стороны это можно трактовать критически, как факт неопределенности и неясности этого феномена, противоречивости представлений, которые имеются про него, недостаточной эмпирической и теоретической разработанности.
С другой стороны, в наше время возможен более оптимистичный взгляд на сложившуюся ситуацию. Его основой является понимание сложности изучаемого явления, многоплановости аспектов его исследования и реальных форм действия. К этому необходимо добавить, что, невзирая на множественность толкований лидерства, без труда можно выделить его важнейшие признаки, по отношению к которым специалисты являются достаточно единодушными и которые по факту составляют суть данного феномена.
В процессе проведенного исследования систематизированы виды власти лидера с механизмами их воздействия. Как и управление, лидерство является в определенной степени искусством. Может быть, это и есть одной из причин, почему ученые не смогли разработать и обосновать одну единую теорию. Ближе всего подошел ситуационный подход к разрешению этой проблемы. Стиль лидерства состоит в прямой зависимости от конкретной ситуации. В некоторых ситуациях менеджер добивается результативности, структурируя задачи, заботясь и поддерживая, в других ‒ руководитель самолично допускает своих подчиненных к участию в решении проблем производства, в-третьих ‒ руководитель безболезненно сменяет стиль под давлением начальства либо обстоятельств. Во всяком случае, стиль настоящего лидера должен выступать гибким орудием результативного управления.
Абсолютно ясно то, что успех любой организации находится в зависимости от качества руководства и от способности руководителя организовать процесс работы, правильно сориентировать своих сотрудников для достижения общих целей, от его умения во всех отношениях быть лидером.
В курсовой работе также рассмотрена идентификация как характерная черта лидера и лидерства. Главный механизм воздействия морального лидера ‒ идентификация. Лидер, получая «кредит доверия» стает объектом для подражания подчиненными, которые по факту копируют его поведение, запуская этим механизм идентификации, со временем приобретающий вид стремления быть похожим на своего лидера. Воздействие морального лидера состоит в умении создавать, задавать и передавать стандарты высокоморального поведения. Идентификация с таким видом лидера дает подчиненным возможность интернализировать его ценности, другими словами, усваивать социальные нормы и его оценки.
Одной из задач исследования была задача раскрыть основы эффективного лидерства и руководства. Уникальность морального лидера состоит в его способности донести до сотрудников ценности на поведенческом и эмоциональном уровнях, «материализовывать» данные ценности. Этот лидер обладает возможностью задавать в организации нормы поведения, при этом следуя, как минимум, 5-ти стандартам, которыми являются: этика коммуникаций, качества, сотрудничества, этика срока лидерства и этика последовательного плана. Стать лидером означает способность привнести максимальный вклад в достижение единой цели, помочь другим, чтобы они поверили в ее достижение. Если подчиненный хорошо справляется с заданием лишь под давлением руководителя, тогда труд успешен, но не эффективен, и наоборот - если подчиненный с поставленной задачей справляется исходя из внутренней мотивации под влияние лидера, то труд и успешен, и эффективен.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ