Человек и его потребности в системе социальных связей

Цели и задачи

Цель данной работы исследовать проблему взаимосвязи потребностей человека с общественным производством.

Введение и актуальность


В нужде преобладает объективный компонент (нужды существуют независимо от того, осознаются они или нет). В желании преобладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание — особенно принявшее форму каприза или прихоти — может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды человеком (в виде желаний, стремлений, прихотей).
Мотивы — это побудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей. В психологии, социологии, юриспруденции, маркетинге считается, что понять человеческое поведение без раскрытия его мотивов невозможно. Близким по значению к понятию мотива является понятие стимула.
Интерес определяют как проявление социальных потребностей, как осознанное выражение отношений человека или социальной группы к своим потребностям и условиям их удовлетворения. Чаще всего понятие потребности применяют к отдельным людям («потребности личности»), а понятие интереса — к крупным социальным группам и организациям (интересы народов, государств, фирм, общественных классов, профессиональных и возрастных групп и т. п.). Осознание интересов, как и потребностей, может проявляться в разной степени. Так, социологи отмечают, что в постсоветской России предприниматели и особенно представители крупного бизнеса осознали свои групповые интересы довольно быстро, а другие слои населения делают это с опозданием.
Как уже отмечалось, потребности находятся в глубокой связи с мировоззрением и системой ценностей. Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом и свое место в мире. На основе мировоззрения в каждом обществе и социальном слое формируется система ценностей. Ценность — это значение предметов и явлений для человека и общества, оценка явлений и событий как добра или зла, полезного или вредного, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. п. Знание о мире раскрывает объективные законы природы и общества, а оценка тех или иных явлений устанавливает, какое значение они имеют для человека и как следует к ним относиться. В истории европейской цивилизации необходимость изучения человеческих интересов, пристрастий, потребностей и ценностей впервые глубоко осознали софисты. Возможность сопоставления окружающего мира с потребностями и ценностями человека с блестящей точностью выражена в афоризме древнегреческого софиста Протагора (ок. 490 — ок. 420 гг. до н. э.): «Человек есть мера всех вещей». В этом высказывании ярко проявляется ценностный подход к миру.
Система ценностей — совокупность оценок человеком предметов и явлений окружающего мира — прямо указывает на то, как надо относиться к существующим потребностям, каким образом следует их формировать и корректировать. Формирование самой системы ценностей — результат сложного взаимодействия семейного воспитания, экономики, политики, культурных традиций, религии, науки, искусства и всего многообразия социальных процессов.
Существует несколько классификаций потребностей человека. Так, их делят на биологические и социальные. Биологические примерно одинаковы у человека и животных (хотя человек удовлетворяет их своими, особыми способами), социальные возникают только в обществе. Социальные потребности возникают на основе главных особенностей общества, принципиально отличающих его от природы, — труда и мышления. Потребности, без удовлетворения которых (хотя бы частичного) человеческое существование вообще невозможно, называют насущными, или первичными. Вторичные, или ненасущные, производные потребности могут и не удовлетворяться — человек от этого не погибнет, хотя может нести серьезные лишения. Принято выделять индивидуальные и общественные, материальные и духовные потребности. Далее мы будем обсуждать их подробнее. Как известно, сервис является деятельностью по удовлетворению потребностей клиента путем оказания услуг. Поэтому можно предположить, что структура сервисной деятельности в ее развитых формах будет выражать структуру потребностей человека. Между потребностями и услугами существует сложная взаимосвязь, которая имеет длительную историю, вплетающуюся в историю общества в целом. В историческом развитии человека и его потребностей прослеживается ряд закономерностей. В своих наиболее развитых проявлениях они действуют в сфере услуг современного общества.
Приведенные нами определения основных понятий теории потребностей являются исходным теоретическим каркасом, позволяющим проследить главные этапы развития представлений о человеке и человеческих потребностях в истории цивилизации.

Заключение и вывод

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что существует в подсознании, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно. Интересны этим потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая, конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.
Чтобы удовлетворить потребности необходимо иметь блага. Можно определить потребности человека как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.
По данной работе можно сделать следующие выводы:
1. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности
Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение
а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);
б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);
в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство).
Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные.
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др.:
Социальная роль - это ожидаемое типичное поведение человека, связана с ее социальным статусом. Человек в общественной жизни, как правило, выполняет несколько социальных ролей, которые образуют, согласно терминологии Р. Мертона, «ролевой набор». Социальные роли конкретного человека-личности могут закрепляться формально (через посредство закона или иного правового акта) или носить неформальный характер (например, моральные нормы поведения в том или ином обществе).
Таким образом, социология личности в условиях развития традиционных высокоразвитых стран и особенно в переходные эпохи в жизни стран, ищущих выхода из посткоммунистического пространства, занимает видное место в системе специальных социологических теорий. Проблематика человека всегда является центральной в любой социогуманитарной науке. Но в социологии антропологические проблемы в теоретических концепциях тесно связаны с ее социальной практикой - социология настоящее непосредственно занимается поиском путей решения наиболее сложных проблем социальной жизни современного человека, существа одновременно всемогущей и бессильной, свобидной и отчужденной, общительной и бесконечно одинокой.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ