«Курсовая работа «Дворянские гнезда» в изображении русских писателей.»

Цели и задачи

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей «усадебного текста» и образа «дворянского гнезда» в литературе, а также в анализе «дворянских гнезд» в творчестве русских писателей – А.

Введение и актуальность


Во-первых, изображение семьи как социального объединения, с ее особым бытом и укладом жизни, а также определенными традициями. Стоит учесть и развитую культуру взаимоотношений, которая базируется, прежде всего, на духовно-нравственных ценностях, веками вырабатывавшихся в дворянском обществе. Внутрисемейные этические нормы поведения героев, обитающих в дворянской усадьбе, являются одной из неотъемлемых черт мира «дворянских гнезд».
Во-вторых, обязательным является описание родового поместья, переходящего по наследству из поколения в поколение. Само слово «гнездо» естественным образом вызывает ассоциацию с местом, в котором происходит продолжение рода, в нем рождаются и растут потомки. Гнездо – это материальный символ связи поколений. Помимо прочего, гнездо символизирует и домашний очаг, где каждый из членов семьи может чувствовать себя уютно и защищенно. Важно и то, что, где бы ни скитался герой произведения, он всегда может найти пристанище в своем «дворянском гнезде».
Наконец, «дворянское гнездо» – это архитектурное сооружение, то есть «усадьба, включающая в себя двор, хозяйственные постройки и, конечно, парк, сад с тенистыми аллеями, укромными беседками, где назначают свидания и объясняются в любви, мечтают о будущем и думают о смысле жизни». Важную роль здесь играет поэтическое описание природы, которое способствует созданию совершенно уникальной атмосферы дворянской усадьбы.
Отличительной чертой «дворянского гнезда» можно назвать то, что его создателем является глава семейства – владелец усадьбы, именно он и формирует культуру и традиции своей семьи. Таким образом, «гнездо», переходя от отца к сыну, становится носителем духовной памяти и истории отдельного рода.
Е.А. Тарасова так объясняет значение понятия «гнездо» как загородного помещичьего комплекса: «Это идеальная прародина, средоточие, из которого все произросло. Поначалу оно совершенно, цельно и округло, по механистичной аналогии – замкнуто. По образцу "гнезда" как такового сами собою или сознательно образуются всевозможные гнезда – родовые, семейные, племенные, общинные, местные, церковные. Внутри идеального "гнезда" все близко друг к другу: люди, вещи, природа, живность. Из него рождаются власть, необходимость, причинность, собственность, свобода».
Важно отметить, что в русской литературе между образами дворянской усадьбы и «дворянского гнезда» довольно много общего. Например, они оба определяют место действия, а также являются средоточием дворянской культуры; здесь жизнь героя и состояние его внутреннего мира неразрывно связано с природой.
Но, помимо общих черт, у «дворянского гнезда» и усадьбы есть и свои отличия. Так, следует помнить, что мир «дворянского гнезда» это не только конкретное место действия, а и жизнь дворянства XIX века, по большей мере протекающая в кругу семьи. «Дворянское гнездо» – это место, где родился и воспитывался герой, с ним связаны счастливые воспоминания о детстве и первой любви. В родное «гнездо» герой возвращается, чтобы отдохнуть от учебы, службы, жизненных неурядиц, а порой даже с целью завершить свой земной путь (состарится и умереть). Здесь начинается и завершается его жизненный цикл.
Подводя итог, мы можем сказать, что образ «дворянского гнезда» в русской литературе является полифункциональным, например, он определяет место действия, исторический период, социальный статус и культурное развитие героев.

Заключение и вывод


Образ дворянского гнезда является довольно популярным в русской литературе XIX века, его не единожды задействовали в своих произведениях такие писатели как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие. Но в нашей работе мы рассмотрели особенности функционирования «дворянского гнезда» в нескольких конкретных романах, а именно: «Евгений Онегин», «Дворянское гнездо», «Обыкновенная история» и «Обломов».
Так, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина «дворянское гнездо» напрямую взаимосвязано с отношением к дому и традициям семейной жизни главных героев. В романе представлено два противоположных образа «дворянского гнезда»: пустынное поместье Онегина, с которым героя не связывают никакие воспоминания, и имение Лариных, в нем родилась и выросла Татьяна, поэтому оно так дорого ее сердцу.
А вот в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева наиболее детально дано описания усадебного быта, интерьера и ландшафта. Примечательно, что в романе «дворянские гнезда» по большей мере предстают в виде воспоминаний об утерянном рае, то есть счастливом периоде жизни.
Что же касается произведений И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов», то в них можно сказать понятие «дворянское гнездо» как родовое имение отсутствует. В данном случае писателя больше интересует влияние атмосферы замкнутого пространства на поведение и судьбы героев. Также важно отметить, что герои данных романов не заботятся о благоустройстве своих «семейных гнезд», и без зазрения совести покидают их, таким образом, превращая «дворянское гнездо» в простую усадьбу.
Каждый из авторов, используя образ «дворянского гнезда» преследовал личные цели, что помогало достоверно воссоздать историю и культуру эпохи XIX века, как с ее положительными, так и с негативными чертами.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ