Использование нестандартных уроков с целью активизации самостоятельной деятельности учащихся

Цели и задачи

Цель работы: рассмотреть эффективные условия использования нестандартных уроков с целью активизации самостоятельной деятельности.

Введение и актуальность


Третий вид самостоятельных работ по представленной в данном исследовании классификации можно обозначить, как эвристические работы, основной задачей которых является осуществление продуктивной самостоятельной деятельности, ориентированной на формирование навыков и умений поиска ответов и решений за пределами известного образца.
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности учащихся. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.
Являясь необходимой частью образовательного процесса, самостоятельная деятельность учащихся оказывает влияние, в первую очередь, на процесс самовоспитания и самообучения. Данный вид учебной деятельности определяет и контролирует качество самообразования, посредством совершенствования способностей ребенка к самоанализу, самокритике, объективной оценке собственной деятельности, творческих и интеллектуальных способностей, инициативности, организаторских навыков, лидерских качеств, а также играет огромную роль в формировании базовых приемов и способов самостоятельной работы, алгоритмы действий в рамках конкретной ситуации. Один словом, обобщая все выше сказанное, следует сказать, что без систематичного применения техник и методов самостоятельной деятельности самообразование учащихся является неэффективным и не покажет значимых результатов.
Кроме того, в процессе реализации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, возможность для которой предоставляется в ходе самостоятельной учебной деятельности учащегося, развивается и формируется восприятие учеником себя как субъекта, а не объекта образовательного процесса, что качественно влияет не только на процесс самообразования, но и во многом определяет процесс воспитания, проходящий вне школы. Влияние самостоятельной деятельности на развитие и становление личности ученика является общепризнанным фактом в современной педагогической науке.

Заключение и вывод

Наиболее доступным и проверенным на практике способом активизации учащихся в рамках образовательного процесса является педагогически верная организация самостоятельной учебной деятельности, использование которой в достаточной мере увеличивает эффективность урока. Применение педагогом такого вида деятельности, как самостоятельная работа, занимает лидирующую позицию в планировании современного урока, так как благодаря данному виду учебной деятельности ученики получают важнейшие знания и умения.
Беря за основу проведенный в рамках теоретической части исследования анализ научных работ, можно определять термин «самостоятельная деятельность», как целенаправленную деятельность учащихся, которая ориентирована, в первую очередь, на самостоятельное получение необходимых знаний, умений и навыков.
Являясь необходимой частью образовательного процесса, самостоятельная деятельность учащихся оказывает влияние, в первую очередь, на процесс самовоспитания и самообучения. Данный вид учебной деятельности определяет и контролирует качество самообразования, посредством совершенствования способностей ребенка к самоанализу, самокритике, объективной оценке собственной деятельности, творческих и интеллектуальных способностей, инициативности, организаторских навыков, лидерских качеств, а также играет огромную роль в формировании базовых приемов и способов самостоятельной работы, алгоритмы действий в рамках конкретной ситуации.
Говоря о младшем школьном возрасте учащихся, следует, в первую очередь, отметить, что данный этап развития в возрастной психологии и педагогике определяется как начальный этап образования, становление которого происходит в рамках 6-11 лет, что соответствует обучению ребенка в 1-4 классах общеобразовательной школы. В рамках данного периода ученики обладают огромными резервами развития, значительной способностью к запоминанию, любопытством. Таким образом, основной задачей педагогов на начальном этапе обучения является выявление и развитие способностей учеников, их талантов и особых умений.
Таким образом, делая некий вывод по результатам теоретического исследования возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, следует сказать, что на начальном периоде обучения у детей 6-10 лет формируются основы духовно-нравственного поведения, моральные принципы, уважительное отношения к окружающим взрослым, в частности, к педагогам. В данном возрасте у ребенка происходит дальнейшее развитие личности, самосознания и самоопределения себя, как части окружающего мира.
Эмпирическое исследование было проведено на базе (ВПИСАТЬ НАЗВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ).
В исследовании приняли участие ученики младшего школьного возраста 4а класса, в количестве 20 человек: 11 девочек, 9 мальчиков.
Целью диагностического исследования было выявление начального уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Для этого мы использовали методики и методы:
1. Диагностика параметров самостоятельной деятельности младших школьников, разработанная Н.В. Калининой;
2. Методика «Оценка собственной деятельности».
После проведения и анализа результатов всех методик, в соответствии со степенью сформированности самостоятельности у учащихся, ученики были условно разделены на четыре группы на основании выделенных нами критериев и показателей уровня сформированности самостоятельности.
Результаты, полученные в рамках диагностики, свидетельствуют о невысоком уровне сформированности самостоятельности у школьников, следовательно, имеются достаточные основания для проведения экспериментальной работы, направленной на повышение уровня самостоятельности учащихся.
На следующем этапе работы был разработан комплекс методических рекомендаций педагогам по использованию нестандартных уроков с целью активизации самостоятельной деятельности учащихся самостоятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ